Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников

Перспективы образования » Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ » Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников

Страница 2

Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей старшего дошкольного возраста со стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Существенные изменения наблюдаются в качественно-количественных характеристиках внимания.

«Внимание – это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. В зависимости от характера психической регуляции выделяют непроизвольное и произвольное внимание».

Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключение и распределение; противоположные вниманию состояния – это отвлекаемость, неустойчивость.

Характерной особенностью внимания детей старшего дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. В старшем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.

Говоря о развитии внимания детей старшего дошкольного возраста следует отметить, что изменения касаются всех его свойств: объем (способность одновременно сосредоточиваться на восприятии 3-4 объектов); распределение (в связи с автоматизацией детей старшего дошкольного возраста); устойчивость (способность удерживать внимание на одном объекте 10-15 минут).

Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста связано с развитием всех сторон речевой деятельности, пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели, появлением произвольного поведения. «В старшем дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер, но постепенно оно становиться более устойчивым. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающих такое повышение, с возрастом изменяются».

Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям старшего дошкольного возраста предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ.

Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети старшего дошкольного возраста впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах.

Для этой цели пользуются определёнными способами, которые он перенимает от взрослых. Возможности произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте уже достаточно велики.

Но даже детям старшего дошкольного возраста еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.

Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Дети старшего дошкольного возраста лучше запоминают то, что для них представляет наибольший, интерес, дает наилучшие впечатления.

Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению.

По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей старшего дошкольного возраста несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. Старшие дошкольники в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок. «Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения». Первоначально память носит непроизвольный характер, так как степень запоминания зависит от установки наглядных связей, исходя из особенностей личного опыта детей старшего дошкольного возраста.

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному запоминанию, которое заключается в формировании регулятивных компонентов психической деятельности и приёмах запоминания вербального материала в соответствии с операциями мыслительной деятельности.

«В старшем дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности».

Одним из основных достижений детей старшего дошкольного возраста является развитие произвольного запоминания. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед детьми старшего дошкольного возраста может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что дети старшего дошкольного возраста начинают использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Влияние гармоничных и дисгармоничных звучаний
В век информационных технологий у человека нет возможности остаться наедине со своими мыслями, нас окружает непрерывные поток информации, который начинается с того, как мы выходим с утра на улицу. Например, спускаясь по эскалатору в метрополитене, нет никаких шансов погрузиться в литературу (будь т ...

Практические рекомендации по использованию игр природоведческого содержания
В старшем дошкольном возрасте дидактические игры используются в основном в целях систематизации представлений о мире природы, а также для развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение и т.д. В связи с усложнением образовательной нагрузки кардинально меняются и са ...

Анализ программ и учебников по русскому языку с точки зрения проведения внеклассной работы
Анализ программ и учебных пособий по русскому языку показал, что внеклассным занятиям по данному предмету не уделяется должного внимания. Основной формой организации работы в усвоении программного материала остаётся урок. Но, планируя учебно-воспитательный процесс, учителю не стоит сосредотачивать ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru