Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников

Перспективы образования » Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ » Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников

Страница 4

Наглядно-схематическое мышление создает большие возможности для освоения внешней среды, являясь средством для создания старшим дошкольником обобщенной модели различных предметов и явлений.

«Старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу умственного развития» .

Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста неразрывно связано с развитием его речи, с обучением его родному языку. В умственном воспитании детей старшего дошкольного возраста всё большую роль играют, наряду с наглядным показом, словесные указания и объяснения родителей и воспитателей, касающиеся не только того, что дети старшего дошкольного возраста воспринимают в данный момент, но и предметов и явлений, о которых дети старшего дошкольного возраста впервые узнают при помощи слова.

Необходимо, однако, иметь в виду, что словесные объяснения и указания понимаются старшим дошкольником (а не усваиваются механически) лишь в том случае, если они подкрепляются его практическим опытом, если они находят опору в непосредственном восприятии тех предметов и явлений, о которых говорит воспитатель, либо в представлениях ранее воспринимавшихся, сходных предметах и явлениях.

«Мышление – это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации».

Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода к словесному мышлению. Словесно-логические операции определяют содержательную характеристику интеллектуальной деятельности.

Детей старшего дошкольного возраста отличает планомерность анализа, дифференцированность обобщений, способность к абстрагированию и обобщению. Особенности развития мышления в период дошкольного детства проявляются в переходе от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления.

Структура мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста содержит следующие компоненты:

1) Мотивационный компонент, проявляющийся в разных видах активности.

2) Регуляционный компонент, проявляющийся в умении планировать, программировать и контролировать психическую деятельность.

3) Операционный компонент, то есть наличие сформированных операций анализа и синтеза.

«Развитие мышления оказывает позитивное влияние на развитие смысловой стороны речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Речевая деятельность совершенствуется в количественном и качественном отношении».

В старшем дошкольном возрасте наступает новый этап освоения речи:

речь из ситуативной становится контекстной;

развивается регулирующая функция речи, которая помогает регулировать деятельность и поведение;

складываются планирующая и инструктивные функции речи, проявляющиеся сначала в игровой, а затем и в учебной деятельности;

совершенствуется звуковая сторона речевой деятельности: преодолеваются дефекты звукопроизношения, дети старшего дошкольного возраста различают сходные звуки на слух и в собственной речи, происходит овладение звуковым анализом слов;

совершенствуется смысловая сторона речевой деятельности: обогащается словарный запас, появляется лексическая вариативность, формируется связность речи, старшие дошкольники овладевают монологом.

В активный словарь детей старшего дошкольного возраста входят 2500-3000 слов. В речь детей старшего дошкольного возраста все активнее включаются прилагательные, наречия, существительные с обобщенным значением (животные, одежда, транспорт и др.).

Развитие речи тесно связано с развитием словесно-логических операций. Дети старшего дошкольного возраста приобретают значительный запас производных слов. На основе понимания и активного использования этого словарного запаса формируется способность к обобщению, классификации предметов, обозначаемых существительными: животные делятся на диких и домашних, птицы – на зимующих и перелётных.

Постепенный рост состава речи детей старшего дошкольного возраста является следствием расширения жизненного опыта, усложнением его деятельности и общения с взрослыми. По мере развития лексико-грамматического строя речи становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, обобщение, классификация.

Именно в старшем дошкольном возрасте складываются три функции речи, которые помогают формировать интеллект:

1. Коммуникативная – влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе общения они усваивает новые понятия;

2. Познавательная – играет большую роль в развитии восприятия, придавая сенсорным функциям поисковый характер, в развитии вербальной памяти, что важно для формирования обобщенного мышления

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Учебно-программное обеспечение курса «Познай себя»
Учебная программа - это документ, устанавливающий содержание и объем знаний, умений и навыков по предмету и определяющий последовательность их прохождения по годам обучения. Программа бывают следующих видов: 1. Альтернативная; 2. Компилятивная (заимствованная, объединяющая фрагменты существующих ра ...

Диагностика сформированности чувства гражданственности у детей 5-7 лет
По окончанию формирующего эксперимента, нами был проведен контрольный срез, результаты которого оформлены в таблицах № 5,6,7,8. Данные таблиц были оформлены в виде диаграмм: В диаграмме №6 выявлено: 100% детей, что составляет 10 человек, получили высший балл, что означает улучшение знаний о своих п ...

Моделирование воспитательной системы класса
Построение воспитательной системы класса начинается с моделирования. В науке под моделированием принято понимать метод познавательной или практической деятельности, с помощью которого конструируется аналог-заменитель отображаемого либо создаваемого объекта, явления или процесса с целью получения но ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru