Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ

Перспективы образования » Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ

Проблема патриотизма и его формирования была актуальна уже с древних времён. Тем не менее, стройной, единой системы, отражающей всю полноту данной проблемы, не существует. Главной задачей, приоритетом по формированию патриотизма на этапе дошкольного возраста можно считать «обретение родины». Но не следует забывать и о том, что педагог, не будучи патриотом сам, не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине.

Процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности дошкольника, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире.

Для воспитания чувства патриотизма важно давать детям начальные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Старший дошкольный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотических чувств. Для общества патриотическое воспитание дошкольников – это фундамент как раз того поликультурного пространства, создание которого предусматривается программой правительства.

В разные периоды исследованием проблемы патриотического воспитания занимались такие известные педагоги и исследователи, как К.Д. Ушинский («Человек как предмет воспитания»), С.А. Козлова, М.Ю. Новицкая («Родной дом»), Е.В.Соловьёва, Л.И.Царенко («Наследие»), О.Л. Князева («Как жили люди на Руси», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»), Н.В. Алёшина («Патриотическое воспитание дошкольников»), Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова («Мы живём в России») и др. Именно идея патриотизма всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все слои российского общества.

К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.

В.В. Зеньковский писал: «Никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа: мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить свое развитие».

Процесс воспитания патриотизма только лишь усилиями дошкольного учреждения не может быть успешным, так как основы воспитания закладываются в семье, а родители являются самыми близкими для ребенка носителями традиций и культуры. Понимание ребенком своей близости с окружающим и Родиной начинается с осознания им любви к своей семье.

Возникает противоречие между необходимостью воспитания патриотизма у дошкольников в ДОУ и отсутствием обобщенной информации об использовании средств фольклора в этом процессе.

Данные противоречия выявили проблему исследования: каким образом средства фольклора позволяют воспитать чувства патриотизма у дошкольников в ДОУ?

Объект исследования: патриотическое воспитание старших дошкольников.

Предмет исследования: возможность фольклора в воспитании патриотизма у старших дошкольников в ДОУ.

Цель исследования: определить возможности фольклора в патриотическом воспитании старших дошкольников в ДОУ.

Гипотеза исследования: процесс воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста будет эффективным в том случае, если:

доминантой его содержания является нравственный компонент, направленный на патриотическое воспитание посредством фольклора;

оно представляет собой поэтапный процесс совместной деятельности взрослых и детей, обеспечивающий целостное воздействие на ребёнка, при этом создается эвристическая среда в детском саду и в семье;

организован процесс ознакомления с родной культурой в комплексе занятий, свободной деятельности, игры;

достигнуты такие результаты, как приобретение представлений о традициях, развитие интереса к ним и реализация имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.

Задачи:

Раскрыть содержание патриотического воспитания.

Дать понятие фольклора и его применения в патриотическом воспитании старших дошкольников.

Проанализировать состояние педагогического процесса по формированию патриотических чувств у дошкольников в ДОУ «Солнышко».

Проанализировать результаты работы по патриотическому воспитанию у старших дошкольников с использованием средств фольклора в ДОУ.

В работе использованы такие теоретические методы исследования, как анализ литературы, обобщение, синтез, а также эмпирические методы исследования, такие как анкетирование и тестирование.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа, заключения и списка использованной литературы, состоящего из источников и приложений.

База исследования: МКДОУ «Махневский детский сад №1» с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей.


Статьи о педагогике:

Особенности работы школы с многодетной семьей
По мнению Ю.П. Азарьева работу с многодетной семьей школа, а если быть точнее, то социальный педагог начинает с её изучения. Рассмотрим проблемы многодетных семей, с которыми чаще всего сталкивается школа и социальный педагог. Это могут быть многодетные семьи, где ребенок может жить в постоянных сс ...

Особенности развития представлений о величине у старших дошкольников
Столяр А.А. , Метлина Л.С. отмечают, что для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдель ...

Связь общения и развития речи
Речь развивается и проявляется в общении людей. Интересы развития языка ребенка требуют постепенного расширения его социальных связей. Они влияют как на содержание, так и на структуру речи. В своем социальном развитии ребенок, начиная с первичной социальной ячейки (мать и дитя), членом которой он с ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru