Система упражнений для обучения иноязычному монологическому высказыванию
Известно, что процесс порождения речевых высказываний не может быть полностью автоматизирован с точки зрения формы и содержания, ибо в противном случае была бы утрачена сущность языка как основного средства обмена мыслями. Вместе с тем речевые механизмы включают в себя многочисленные компоненты, которые поддаются автоматизации и фигурируют в процессе речевого общения как закрепленные операции, то есть навыки. Например, в силу неразрывного единства слухового и речедвигательного анализатора человек должен в совершенстве владеть навыками имитации сигналов, фонематическим и интонационным слухом, мгновенным комбинированием слов в пределах изученного минимума и другим. Таким образом, любое речевое умение имеет в своей основе автоматизированные закрепленные операции, выработанные под контролем сознания с помощью разнообразных упражнений.
Типы упражнений и характер операций, связанных с их выполнением, будут видоизменяться в зависимости от этапа обучения и языковой сложности порождаемого текста.
Например, у начинающего изучать язык объем оперативной памяти на иностранном языке значительно ниже, чем на родном, поэтому для выработки одного и того же навыка, например имитации довольно длинных синтаксических структур, понадобятся дополнительные упражнения, расширяющие ограниченные возможности памяти.
В зависимости от ступени обучения выделяются два этапа овладения монологической речью:
1) овладение основами монологического общения;
2) совершенствование монологических умений.
Учитывая особенности монологической речи как вида речевой деятельности и как сложного речевого умения, можно предложить следующую классификацию упражнений:
а) тренировочные/подготовительные:
○ имитативные (основанные на воспроизведении материала);
○ трансформационные (видоизменение структур);
○ конструктивные (по образцу или без него);
○ комбинированные;
б) речевые/коммуникативные:
○ подготовленной монологической речи:
¾ воспроизведение связных высказываний с некоторой модификацией;
¾ составление рассказа по ключевым словам, плану.
○ неподготовленной монологической речи:
¾ придумывание заголовка и его обоснование;
¾ описание картинок;
¾ характеристика действующих лиц.
Подсистема подготовительных/тренировочных упражнений призвана обеспечить условия формирования речевого высказывания и успешность его осуществления.
Примерную организацию подготовительных упражнений можно представить следующим образом:
P имитация (без преобразования, с незначительным преобразованием образцов);
P видоизменение предложений (подстановки, расширение или сокращение предложений, замена реплик и другое);
P синонимические и антонимические замены;
P комбинирование и группировка (слов, предложений, речевых формул);
P конструирование и образование по аналогии;
P вопросоответные упражнения.
Для иллюстрации вышесказанного перечислим некоторые виды подготовительных упражнений:
P ответить на вопрос, употребив образцы (слова, конструкции, речевые формулы);
P заменить в предложении выделенные слова синонимами/антонимами;
P назвать ситуацию, в которой могут употребляться перечисленные речевые/этикетные формулы;
P
преобразовать повествовательные предложения в вопросительные;
P описать предмет/явление двумя-тремя фразами;
P восстановить в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на контекст.
Речевые упражнения способствуют выработке умений формировать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному общению. Они обучают:
Статьи о педагогике:
Анализ программ и учебников по русскому языку с точки зрения проведения
внеклассной работы
Анализ программ и учебных пособий по русскому языку показал, что внеклассным занятиям по данному предмету не уделяется должного внимания. Основной формой организации работы в усвоении программного материала остаётся урок. Но, планируя учебно-воспитательный процесс, учителю не стоит сосредотачивать ...
Методы работы социального педагога с трудными детьми
Ребенок – это еще не зрелый и не возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования её важнейших черт и качеств. Личность ещё недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и ...
Основные организационные формы физического
воспитания детей в школе
Физическое воспитание детей и подростков в общеобразовательных школах включает сдачу норм, характеризуется разнообразием организационных форм, активным вовлечением во внеклассные и внешкольные спортивно-массовые мероприятия, широким использованием физических упражнений в повседневной жизни школь ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

