Система упражнений для обучения иноязычному монологическому высказыванию

Перспективы образования » Обучение иноязычному монологическому высказыванию » Система упражнений для обучения иноязычному монологическому высказыванию

Страница 1

Известно, что процесс порождения речевых высказываний не может быть полностью автоматизирован с точки зрения формы и содержания, ибо в противном случае была бы утрачена сущность языка как основного средства обмена мыслями. Вместе с тем речевые механизмы включают в себя многочисленные компоненты, которые поддаются автоматизации и фигурируют в процессе речевого общения как закрепленные операции, то есть навыки. Например, в силу неразрывного единства слухового и речедвигательного анализатора человек должен в совершенстве владеть навыками имитации сигналов, фонематическим и интонационным слухом, мгновенным комбинированием слов в пределах изученного минимума и другим. Таким образом, любое речевое умение имеет в своей основе автоматизированные закрепленные операции, выработанные под контролем сознания с помощью разнообразных упражнений.

Типы упражнений и характер операций, связанных с их выполнением, будут видоизменяться в зависимости от этапа обучения и языковой сложности порождаемого текста.

Например, у начинающего изучать язык объем оперативной памяти на иностранном языке значительно ниже, чем на родном, поэтому для выработки одного и того же навыка, например имитации довольно длинных синтаксических структур, понадобятся дополнительные упражнения, расширяющие ограниченные возможности памяти.

В зависимости от ступени обучения выделяются два этапа овладения монологической речью:

1) овладение основами монологического общения;

2) совершенствование монологических умений.

Учитывая особенности монологической речи как вида речевой деятельности и как сложного речевого умения, можно предложить следующую классификацию упражнений:

а) тренировочные/подготовительные:

○ имитативные (основанные на воспроизведении материала);

○ трансформационные (видоизменение структур);

○ конструктивные (по образцу или без него);

○ комбинированные;

б) речевые/коммуникативные:

○ подготовленной монологической речи:

¾ воспроизведение связных высказываний с некоторой модификацией;

¾ составление рассказа по ключевым словам, плану.

○ неподготовленной монологической речи:

¾ придумывание заголовка и его обоснование;

¾ описание картинок;

¾ характеристика действующих лиц.

Подсистема подготовительных/тренировочных упражнений призвана обеспечить условия формирования речевого высказывания и успешность его осуществления.

Примерную организацию подготовительных упражнений можно представить следующим образом:

P имитация (без преобразования, с незначительным преобразованием образцов);

P видоизменение предложений (подстановки, расширение или сокращение предложений, замена реплик и другое);

P синонимические и антонимические замены;

P комбинирование и группировка (слов, предложений, речевых формул);

P конструирование и образование по аналогии;

P вопросоответные упражнения.

Для иллюстрации вышесказанного перечислим некоторые виды подготовительных упражнений:

P ответить на вопрос, употребив образцы (слова, конструкции, речевые формулы);

P заменить в предложении выделенные слова синонимами/антонимами;

P назвать ситуацию, в которой могут употребляться перечисленные речевые/этикетные формулы;

P преобразовать повествовательные предложения в вопросительные;

P описать предмет/явление двумя-тремя фразами;

P восстановить в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на контекст.

Речевые упражнения способствуют выработке умений формировать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному общению. Они обучают:

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Влияние глобализации на образование в современном мире
Влияние глобализации на образование обусловлен следующими факторами: · Перенос на социальную сферу в целом и на образование в частности неолиберальной идеологии, которая характерна для глобальной экономики; · Развитие НТП и информационных технологий, что объективно обуславливают возможность интегра ...

Опытная работа по использованию театрализованных игр в эстетическом воспитании дошкольников и ее результаты
театрализованный игра эстетический воспитательный Для проведения формирующего эксперимента мы разработали проект, целью которого является эстетическое воспитание средством театрализованных игр. Данный проект содержит три блока: работа с художественной литературой, театрализованные игры, работа с ро ...

Воспитание: понятие , задачи, направления
Воспитание – это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности. На протяжении столетий понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось. По определению И.П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения истори ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru