Система упражнений для обучения иноязычному монологическому высказыванию

Перспективы образования » Обучение иноязычному монологическому высказыванию » Система упражнений для обучения иноязычному монологическому высказыванию

Страница 2

P однозначно формулировать основную мысль;

P последовательно развивать мысль;

P выражать одну и ту же мысль разными средствами;

P строить высказывание с учетом его прагматической ценности;

P соотносить высказывание с ситуацией общения;

P приспосабливаться к индивидуальным особенностям партнера по общению;

P соотносить паралингвистические явления (жесты, мимику) с ситуацией общения;

P прогнозировать реакцию партнера и адекватно реагировать на его реплики.

Речевые упражнения не рассматриваются как одноуровневая подсистема. Динамика формирования речевых умений, предполагающая в качестве конечной цели свободное комбинирование материала адекватно коммуникативному намерению, связана с разработкой упражнений двух групп - для обучения подготовленной (с позиции педагога - управляемой) речи и для развития умений неподготовленной (неуправляемой) речи.

При порождении подготовленного высказывания учащиеся опираются на память, на ассоциации, на правила и многочисленные формальные подсказки. Этот вид речи носит менее творческий характер, так как в большинстве своем он связан не только с заданным материалом, но и с подсказанным содержанием.

Неподготовленная речь - сложное речевое умение, которое проявляется в способности детей без затрат времени на подготовку решать коммуникативно-мыслительные задачи, оперируя усвоенным языковым материалом как в знакомых, так и в незнакомых ситуациях.

Говорящий редко использует совершенно новый материал, не бывший в его речевом опыте. Память главным образом долговременная, воспроизводит усвоенные слова, сочетания, штампы, речевые и этикетные формулы. В зависимости от ситуации общения, набора готовых оперативных единиц в памяти и знания правил говорящий образует новые знаки по аналогии с прошлым опытом. На любом уровне высказывания (слово, фраза, текст) этот процесс творческий, однако в неподготовленной речи творчество находит более полное выражение.

Речевые упражнения для обучения подготовленной монологической речи:

P воспроизведение связных высказываний с некоторой модификацией (изменением конца или начала, введением нового действующего лица, видоизменением композиции изложения);

P составление ситуации или рассказа (по ключевым словам, по плану; на заданную тему, изложенную кратко на родном языке);

P описание картины или серии картин связанной (ых) с изучаемой темой;

P воспроизведение ситуаций, в которых использованы названные обороты и речевые формулы;

P пересказ (близкий к тексту);

P составление плана прослушанного рассказа.

Речевые упражнения для обучения неподготовленной монологической речи:

P придумывание заголовка и его обоснование;

P описание картин, не связанных с изученной темой;

P составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное;

P обоснование собственного суждения или отношения к фактам;

P оценка прослушанного или прочитанного.

Упражнения всех перечисленных этапов должны отвечать, кроме того, следующим требованиям:

§ быть посильными по объему;

§ апеллировать к разным видам памяти, восприятия и мышления;

§ быть целенаправленными и мотивированными (что предполагает наличие формулировки конечной или промежуточной цели выполнения упражнений);

§ активизировать умственную деятельность детей;

§ содержать жизненные и типичные примеры и ситуации.

Говорение - это самый сложный вид речевой деятельности, овладение которым сопряжено с большими трудностями. Эти трудности обусловлены сложностью самого процесса порождения речевого высказывания, который непросто протекает и на родном языке, т.к. связан с формулированием мысли средствами языка.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Личность учителя как психолого-педагогическая проблема: современные подходы в исследовании
На вопрос, что такое личность, психологи и педагоги отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Проблема личности в психологии - проблема необъятная, охватывающая огромное поле исследований. Отчасти ...

Организация и проведение индивидуальных и групповых форм на уроках математики
У многих маленьких учеников развивается чувство школьной тревожности, неуверенности и в себе, что временами приводит к нежеланию посещать школу, снижается интерес к познанию. Вот почему с первого дня учебы в школе необходимо создать такие условия, при которых ребенок «мог бы самоутвердиться, обрест ...

Морфологические категории прилагательного
Прилагательному как части речи свойственны морфологические категории рода, числа и падежа . Все эти категории у прилагательного – словоизменительные и выявляются синтаксически; морфологические значения прилагательных повторяют морфологические значения существительных, с которыми они согласуются. Ка ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru