Речь. Общение

Язык – система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность человека. Различают две главные функции речи, теснейшим образом связанные между собой:

1 – осуществление процесса общения между людьми (коммуникативная),

2 – речь выступает как средство выражения мыслей.

В коммуникативной функции речи выделяют три стороны:

1. Информационная (передача знаний),

2. выразительная (передает чувства),

3. побудительная (способность человека посредством речи побуждать людей к действию).

Речь как средство мышления выполняет две функции:

1. сигнификативная (обозначение словом предметов и явлений),

2. функция обобщения

Свойства речи.

1. Содержательность - характеризуется количеством выраженных в ней мыслей, чувств, стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

2. Понятность - достигается синтаксически правильным построением предложений, применением в соответствующих местах пауз или выделений.

3. Выразительность - связана с её эмоциональной насыщенностью.

4. Воздейственность - заключается в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает в себя речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Внешняя речь – общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств. Устная речь – внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Диалогическая — речь, при которой активны в равной степени все ее участники. Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.

Речь письменная осуществляется посредством письменных знаков.

Восприятие речи является сложным психическим актом, в результате которого происходит выделение существенных фонематических признаков (фонем) и игнорирование несущественных звуковых признаков (вариантов). Фонематическими признаками называются то звуковые признаки, изменение которых меняет смысл слова.


Статьи о педагогике:

Самодиагностика профессионально-личностных качеств учителя начальных классов
В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю-профессионалу, учителю. Педагог оказывает большое влияние на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния во многом зависит от свойств и качеств личн ...

Дидактические игры на уроках биологии в 6 классе
Игра «Узнай название» Методика: Каждый ученик получает гербарный лист и определительную карточку. Задание? Определить род растения и записать порядок определения. Игра «Цепочка» Методика: Первый вопрос по теме урока задаёт ученику учитель. Ученик отвечает и дальше сам задаёт вопрос своему товарищу. ...

Использование дидактической игры в обучении старших дошкольников
В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает прежде всего как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru