Речь. Общение

Язык – система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность человека. Различают две главные функции речи, теснейшим образом связанные между собой:

1 – осуществление процесса общения между людьми (коммуникативная),

2 – речь выступает как средство выражения мыслей.

В коммуникативной функции речи выделяют три стороны:

1. Информационная (передача знаний),

2. выразительная (передает чувства),

3. побудительная (способность человека посредством речи побуждать людей к действию).

Речь как средство мышления выполняет две функции:

1. сигнификативная (обозначение словом предметов и явлений),

2. функция обобщения

Свойства речи.

1. Содержательность - характеризуется количеством выраженных в ней мыслей, чувств, стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

2. Понятность - достигается синтаксически правильным построением предложений, применением в соответствующих местах пауз или выделений.

3. Выразительность - связана с её эмоциональной насыщенностью.

4. Воздейственность - заключается в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает в себя речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Внешняя речь – общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств. Устная речь – внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Диалогическая — речь, при которой активны в равной степени все ее участники. Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.

Речь письменная осуществляется посредством письменных знаков.

Восприятие речи является сложным психическим актом, в результате которого происходит выделение существенных фонематических признаков (фонем) и игнорирование несущественных звуковых признаков (вариантов). Фонематическими признаками называются то звуковые признаки, изменение которых меняет смысл слова.


Статьи о педагогике:

Возрастной подход в воспитании
1. Возрастной подход в воспитании предполагает учет и использование закономерностей формирования и развития конкретного человека (физиологических, психических, психологических, социальных и др.), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. ...

Описание экспериментальной работы
Педагогический эксперимент проводился в государственном образовательном учреждении города Москвы центре образования №1456. Участники эксперимента - учащиеся одного из 9 классов. Исследование проводилось на протяжении 3 четверти 2008-2009 учебного года. Часть учащихся (10 человек), посещавших факуль ...

Лингвистический аспект формирования синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Предложение – это наименьшая единица общения, оформленная грамматически, обладающая смысловой и интонационной завершенностью и выражающая сообщение, вопрос или волевое побуждение. По своему строению и значению предложения очень разнообразны. По количеству грамматических основ они делятся на простые ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru