Индивидуальная работа со способными, одаренными детьми на уроках математики
В обыденной жизни – синоним талантливости, даровитости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
- интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
- креативности;
- настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Представленные на схеме варианты обучения одаренных детей имеют свои сильные и слабые стороны. Однозначного решения этой проблемы нет. Каждая школа решает ее с учетом собственных условий и социально-психологических обстоятельств.
Практика подтверждает, что если ученик одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности: на олимпиадах ребята добиваются хороших результатов в разных, часто противоположных направлениях. Однако высших достижений по всем заявленным предметам не показывают. Причина этого явления заключается в том, что на старшем, выпускном этапе школа руководствуется принципом общей одаренности: если хорош, то во всем. К сожалению, это частное явление.
Наиболее верным будет следующий педагогический путь:
- на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) одаренность следует рассматривать и развивать как общую, универсальную способность;
- на следующих возрастных этапах общая способность должна приобретать специфические черты и определенную предметную направленность
Для одаренных детей творческая деятельность имеет большое значение. Основным характерным качеством таких ребят является воображение. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычное рассмотрение проблемы- все это является результатом воображения. Такие дети – особая забота учителей.
Работа с одаренными учащимися видна в начале обучения. Реализуя свои склонности, интересы, младшие школьники демонстрируют свои достижения, участвуя в предметных олимпиадах, конкурсах.
Формы работы с одаренными детьми.
I этап- аналитический (1 -4 кл.) – при выявлении одаренных детей учитывается их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической.
Статьи о педагогике:
Система управления института
Организационная и управленческая деятельность Института осуществляется на основе требований, предусмотренных Лицензией на право осуществления образовательной деятельности, определяется законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Уставом Института и стро ...
Основные категории психологии: индивид, личность,
индивидуальность, субъект
Индивидом - представитель человеческого рода, имеющий определенные генетические, врожденные данные, психофизиологическую организацию. К индивидным характеристикам человека относятся динамические врожденные качества: темп и скорость реакций, своеобразные активности, реактивности и ригидности. Индиви ...
Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников
«Старший дошкольный возраст (5,5 – 7 лет) играет особую роль в психическом развитии детей: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения» [24, с. 263]. Особенности проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствован ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

