Воспитание: понятие , задачи, направления

Перспективы образования » Психология и педагогика, основные понятия » Воспитание: понятие , задачи, направления

Страница 1

Воспитание – это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.

На протяжении столетий понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось. По определению И.П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. До реформ Петра I под воспитанием понималось «вскармливание, выращивание», поскольку само слово однокоренное со словом питание. В словаре Даля было сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…». Зигмунд Фрейд в соответствии со своей концепцией достаточно широко определял воспитание как «процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности». Толковый словарь Ожегова описывал воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни». В современной педагогике под воспитанием понимается «целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека». В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду».

Задачи воспитания - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечивать условия для расцвета индивидуальности конкретного ребёнка, с учётом его возрастных особенностей.

Среди направлений воспитания выделяют прямое, косвенное, опосредованное и долгосрочного воздействие на сознание и привычное поведение путём целенаправленного и духовного насыщения всех областей жизни.

Обучение - передача человеку определенных знаний, умений, навыков; целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников, целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений; процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества.

Основные функции процесса обучения:

Образовательная функция - вооружает учащихся системой научных знаний (факты, понятия, законы, закономерности, теории), умений, навыков и её использование на практике. Воспитательная функция – отчетливо проявляющаяся закономерность, которая органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Развивающая функция осуществляется при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Профориентационная функция обучения - выявление и развитие задатков, способностей, интересов, дарований, склонностей в процессе обучения.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Воспитание силовых способностей
Понятием "силовые способности" начали широко пользоваться в последние десятилетия для конкретизации представлений о силовых возможностях или о силе как об одном из физических качеств спортсмена. В исследованиях обнаружено, что различные типы силовых проявлений (например, в статических усл ...

Система управления института
Организационная и управленческая деятельность Института осуществляется на основе требований, предусмотренных Лицензией на право осуществления образовательной деятельности, определяется законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Уставом Института и стро ...

Методика работы над именем прилагательным по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Система работы представляет собой определённую последовательность изучении материала, которая предполагает использование специально побранных упражнений. Система работы опирается на достижения и свойства методики обучения. Методической основой эффективности обучения русскому языку в решении задач о ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru