Обучение младших школьников навыкам самообслуживания

Страница 2

накопление и развитие трудовых традиций в школе, как, например, традиционная подготовка и проведение в школе «Праздника труда» или праздника «В подарок школе», когда ученики всех классов изготавливают учебные пособия, мастерят модели, ухаживают за памятными аллеями. Стимулирующей трудовой традицией являются выставки технического творчества школьников и так далее;

эффективной формой возбуждения трудовой активности являются индивидуальные трудовые поручения, которые даются учащимся учителями и ученическими организациями. Нередко мы просим того или иного ученика помочь в уборке учебного кабинета, привести в надлежащий порядок доску, мебель, учебные пособия и так далее.

Чтобы трудовая деятельность учащихся развивала их представления о труде и способствовала формированию практической стороны трудолюбия как личностного качества, её необходимо методически правильно организовать. Наиболее существенными, на наш взгляд, вопросами в этой методике, являются следующие:

в процессе воспитания, исходя из необходимости включения учащихся в разнообразную трудовую деятельность, учителя не только заботятся о подборе объектов труда, но и тщательно продумывают систему его организации с тем, чтобы он носил регулярный характер. С этой точки зрения в формирующем эксперименте планировалась трудовая деятельность таким образом, чтобы наряду с более или менее постоянной работой (участия в самообслуживании, работа на пришкольном учебно-опытном участке и так далее), учащиеся систематически изготовляли учебные пособия для школьных кабинетов и выставок, занимались благоустройством прилегающей к школе территории. По нашему мнению, в школе обеспечивалось регулярное участие всех учащихся в разнообразных видах труда и создавались условия для нормального трудового воспитания.

При организации труда чётко определялись те задачи, которые должны решать учащиеся, а также разъяснялось их общественное и нравственное значение. Например, учащиеся экспериментального класса направлялись на оказание помощи школьной библиотеке. Накануне этого была определена работа, которую необходимо выполнить учащимся и какие конкретные задачи стоят перед ними, подробно разъяснили необходимость этой помощи и её значение. Всё это делалось кратко и тактично, без лишних призывов. Осмысление важности труда и связанных с ним задач способствует возбуждению у учащихся потребности хорошо выполнить трудовое задание, создаёт психологическую установку на преодоление трудностей, рождает чувство ответственности и долга.

Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование трудовой активности учащихся, формирование и укрепление у них потребностно-мотивационной сферы в этом направлении. Вместе с потребностями и мотивами значительную роль в стимулировании трудовой активности младших школьников играет сама форма организации труда. Можно, например, просто дать задание младшим школьникам собрать определённое количество природного материала и затем проконтролировать его выполнение. Но можно это задание облечь в яркую и привлекательную для младших школьников форму.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Результаты экспериментальной работы
Для определения эффективности разработанной модели формирующего эксперимента и выявления уровня сформированности умений и навыков мы проанализировали все работы учащихся, полученные в результате выполнения итогового задания. Было получено 23 сочинения учащихся на тему «Каким должен быть учитель?». ...

Краткие сведения об «образовательной карте» города, района
Одной из приоритетных задач допрофильной подготовки и профильного обучения является организация информационной работы с учащимися основной и старшей школы. Допрофильная подготовка и профильное обучение, как правило, должны начинаться с информирования учащихся и их родителей об образовательных возмо ...

Проектирование воспитательной работы на основе зодиакальной локации
Можно дифференцировать несколько стадий отрицательно направленного нравственного развития "трудных": I - ситуативная, характеризующаяся фрагментарным, неустойчивым проявлением негативных побуждений личности на фоне общего положительного поведения; II - антагонистическая, характеризующаяся ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru