Профессиональное самоопределение и факторы его обуславливающие

Перспективы образования » Изучение уровня профессионального самоопределения личности в 8-9 классах » Профессиональное самоопределение и факторы его обуславливающие

Страница 1

Процесс становления человека как общества, существа характеризуются сочетанием, стремлением к единению, общественному признанию, включению в социальность и к обособлению, выделению из общности в качестве самоценного индивида.

Доказано, что личность человека формируется и раскрывается в процессе активного взаимодействия с окружающей его предметной и социальной средой. Новорожденный человек еще не личность. Личность – это прижизненное системное образование, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъекта познания и активного преобразователя мира.

В становлении зрелой личности особое место занимает профессиональное самоопределение. Для юноши она может представлять серьезную проблему вследствие недостаточной ориентации в сфере общественно полезной профессиональной деятельности, а так же искажение ценностных установок. Последнее, нередко выливается в выборе профессиональной деятельности, но сугубо меркантильным соотношением. В основе профессии лежит осознание социальной позиции личности, заложенная всем комплексом воспитательных и образовательных влияний.

Самоопределение профессиональное – степень самооценки себя как специалиста определенной профессии; содержательная сторона направленности личности, взаимодействующая с призванием; важнейший объект формирования личности в процессе профессиональной ориентации. В практике педагога, озабоченного подготовкой детей к будущей жизни, с необходимостью должна осуществляться функция путеводителя, советчика, наставника; а значит – должны применятся и приемы, умения педагогического руководства развивающимся сознанием, различные «техники» педагогического воздействия. Поскольку педагог есть представитель общества в школе, его уход от задач руководства развитием детей как будущих субъектов профессионального труда и предоставления этого развития лишь воле случая означал бы уклонение педагога от профессиональной ответственности перед обществом, народом. Образно говоря, природа не может знать, до чего додумалась цивилизация. Поэтому тщетно ожидает, что у подрастающего человека, полностью предоставленного самому себе, могут «проявится» или могут быть диагностированы, скажем, интересы, склонности, способности к некой деятельности, дающей прокормление и признаваемой окружающими (например, алхимики или сборщики автопокрышек, гадалки или ученые-библиографы). Профессионально важные человеческие качества надо не только «выявлять», но во многом и «заложить» в человека средствами воспитания, организации его деятельности. Да, это предполагает активность не только педагога, но и самого подрастающего человека. И в меру этого мы говорим о том или ином варианте самоопределения. Но было бы грубой ошибкой понимать самоопределение как стихийное автоматическое «раскручивание» чего то, якобы уже полностью имеющегося в свернутом виде, да и еще надеяться при этом, что данный процесс пройдет в социально ценном направлении. Поэтому всем понятно, что самоопределение профессиональное предполагает активизацию самопознания и самовоспитания подрастающего человека.

Самоопределение – центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для конкретного характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идиалогически, профессиональных, эмоциональных связей с людьми.

Чтобы рассмотреть факторы, которые влияют, на самоопределение рассмотрим структуру личности.

Личность – феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Сознание личности всегда носит общественно-исторический характер: оно обусловленной интересами, задачами и политикой того общества, класса, к которому принадлежит человек. Самосознание как высший уровень развития сознания человека есть основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Следовательно, структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как сознательного субъекта деятельности общения.

Психологическими элементами структуры личности являются её психологические свойства и особенности. И очень много. Некоторые из них можно отобразить в подструктуре. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, воспитания и т. п. Следующим уровнем является индивидуальный. Социальный опыт личности, в который входят приобретённые человеком знания, навыки, умения и привычки.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Сущность глобализации, цель и направление
В ХХ ст. человечество вступило под знаком глобализации. Процесс глобализации отразился на очень широком круге явлений и процессов в сфере экономики, политики, социологии, образования и др Этот термин приобрел междисциплинарного содержания и весьма противоречивых трактовок. На сегодня существуют раз ...

Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста цветоведению в ходе экспериментальной деятельности
Методика ознакомления детей с цветом в младшем дошкольном возрасте в ходе экспериментальной деятельности. Методика занятий по изобразительной деятельности требует творческого отношения детей. Основным принципом НОД является органичное сочетание обучения (в ходе экспериментальной деятельности, сообщ ...

Организация дистанционного обучения учащихся
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере техн ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru