Профессиональное самоопределение и факторы его обуславливающие

Перспективы образования » Изучение уровня профессионального самоопределения личности в 8-9 классах » Профессиональное самоопределение и факторы его обуславливающие

Страница 1

Процесс становления человека как общества, существа характеризуются сочетанием, стремлением к единению, общественному признанию, включению в социальность и к обособлению, выделению из общности в качестве самоценного индивида.

Доказано, что личность человека формируется и раскрывается в процессе активного взаимодействия с окружающей его предметной и социальной средой. Новорожденный человек еще не личность. Личность – это прижизненное системное образование, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъекта познания и активного преобразователя мира.

В становлении зрелой личности особое место занимает профессиональное самоопределение. Для юноши она может представлять серьезную проблему вследствие недостаточной ориентации в сфере общественно полезной профессиональной деятельности, а так же искажение ценностных установок. Последнее, нередко выливается в выборе профессиональной деятельности, но сугубо меркантильным соотношением. В основе профессии лежит осознание социальной позиции личности, заложенная всем комплексом воспитательных и образовательных влияний.

Самоопределение профессиональное – степень самооценки себя как специалиста определенной профессии; содержательная сторона направленности личности, взаимодействующая с призванием; важнейший объект формирования личности в процессе профессиональной ориентации. В практике педагога, озабоченного подготовкой детей к будущей жизни, с необходимостью должна осуществляться функция путеводителя, советчика, наставника; а значит – должны применятся и приемы, умения педагогического руководства развивающимся сознанием, различные «техники» педагогического воздействия. Поскольку педагог есть представитель общества в школе, его уход от задач руководства развитием детей как будущих субъектов профессионального труда и предоставления этого развития лишь воле случая означал бы уклонение педагога от профессиональной ответственности перед обществом, народом. Образно говоря, природа не может знать, до чего додумалась цивилизация. Поэтому тщетно ожидает, что у подрастающего человека, полностью предоставленного самому себе, могут «проявится» или могут быть диагностированы, скажем, интересы, склонности, способности к некой деятельности, дающей прокормление и признаваемой окружающими (например, алхимики или сборщики автопокрышек, гадалки или ученые-библиографы). Профессионально важные человеческие качества надо не только «выявлять», но во многом и «заложить» в человека средствами воспитания, организации его деятельности. Да, это предполагает активность не только педагога, но и самого подрастающего человека. И в меру этого мы говорим о том или ином варианте самоопределения. Но было бы грубой ошибкой понимать самоопределение как стихийное автоматическое «раскручивание» чего то, якобы уже полностью имеющегося в свернутом виде, да и еще надеяться при этом, что данный процесс пройдет в социально ценном направлении. Поэтому всем понятно, что самоопределение профессиональное предполагает активизацию самопознания и самовоспитания подрастающего человека.

Самоопределение – центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для конкретного характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идиалогически, профессиональных, эмоциональных связей с людьми.

Чтобы рассмотреть факторы, которые влияют, на самоопределение рассмотрим структуру личности.

Личность – феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Сознание личности всегда носит общественно-исторический характер: оно обусловленной интересами, задачами и политикой того общества, класса, к которому принадлежит человек. Самосознание как высший уровень развития сознания человека есть основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Следовательно, структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как сознательного субъекта деятельности общения.

Психологическими элементами структуры личности являются её психологические свойства и особенности. И очень много. Некоторые из них можно отобразить в подструктуре. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, воспитания и т. п. Следующим уровнем является индивидуальный. Социальный опыт личности, в который входят приобретённые человеком знания, навыки, умения и привычки.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Диагностика нравственной культуры подростков
Для формирования нравственной культуры подростков, прежде всего необходимо подробно изучить и уметь использовать в работе диагностические методы исследования воспитанности школьника. При решении различных педагогических задач педагог опирается не только на теоретические знания, но и реальные факты, ...

"Гайденс"-эксперимент
В 2000 году на базе СШ № 15 г. Ростова, в рамках ситуативной стадии коррекционной работы была начата реализация "гайденс"-эксперимента. Предыстория системы "гайденс" как техники изучения личности школьников восходит к традициям американской школы, где еще в начале XX века в круп ...

Результаты экспериментальной работы
Для определения эффективности разработанной модели формирующего эксперимента и выявления уровня сформированности умений и навыков мы проанализировали все работы учащихся, полученные в результате выполнения итогового задания. Было получено 23 сочинения учащихся на тему «Каким должен быть учитель?». ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru