Профессиональное самоопределение и факторы его обуславливающие

Перспективы образования » Изучение уровня профессионального самоопределения личности в 8-9 классах » Профессиональное самоопределение и факторы его обуславливающие

Страница 3

В структуре способностей очень важны творческое отношение личности к выполняемой деятельности, психологическая готовность учиться и трудиться, осознание своих способностей, критичность и самостоятельность в их оценке.

Основа рационального выбора профессии – осознание подростками, юношами и девушками общественной и личной значимости избранной профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность, отвечающая требованиям общества, потребностям и возможностям человека, рождает чувство удовлетворенности, пробуждает внутренние силы личности, увлекает и становится призванием. Удовлетворенность трудом – решающий фактор высокой эффективности и качества выполняемой деятельности.

В психологических исследованиях доказано, что несоответствие профессиональных интересов личности потребностям общества и возможностям самой личности влечет за собой неудовлетворенность избранной работой, а иногда и ряд более тяжелых последствий. Человек затрачивает непродуктивные усилия для усвоения профессиональных знаний, навыков и умений и даже меняет профессию или выполняет работу лишь в рамках ее внешней, формальной обязательности. Разумеется, общественная значимость такой работы очень низкая.

Свободный, сознательный и рациональный выбор профессии создает благоприятные внутренние условия для развития самой личности, реализую в профессиональной деятельности общественные интересы, она тем самым утверждает и свою социальную сущность. Это способствует формированию общественной направленности, социальной активности и самостоятельности личности и влияет на развитие ее профессиональных интересов, склонностей и способностей – словом, на всестороннее развитие личности подрастающего человека.

Высокая активность личность в профессиональной деятельности во многом зависит от социальной и профессиональной ориентации человека, от уровня развития его гражданских и политических качеств, ответственности за свое поведение и действия и, наконец, от степени его включенности в практическую деятельность коллектива, общества.

Глубокое осознание социальной роли выполняемой профессиональной деятельности, своего общественного долга и идейного единства с коллективом товарищей по труду создает благоприятные внутренние условия для развития самосознания человека и формирования коммунистических черт его личности: целеустремленности, трудолюбия, дисциплинированности, организованности, настойчивости, деловитости. Эти качества помогают личности проявить волевые усилия при достижении цели, и особенно тогда, когда профессиональная работа недостаточно увлекает личность своим содержанием, способом исполнения, но осознается как общественно необходимая. В этих условиях профессиональное самоопределение и самоутверждение индивида в избранной им деятельности выступают не только как результат его социального развития и профессионального обучения, но и как важный фактор становления и формирования, самовоспитания и совершенствования личности.

Профессиональная пригодность – это совокупность индивидуально – психологических особенностей человека, обеспечивающая наибольшую эффективность и его профессиональной деятельности и удовлетворенность своим трудом. В эту совокупность входят особенности восприятия, внимания, мышления, интеллекта, эмоциональные и волевые качества знания, умения, навыки. Другими словами, это взаимосоответствие человека и его профессии.

Таким образом, необходимо учитывать, что каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку относительно его гражданских и волевых качеств, образования, общих и специальных способностей, знаний, умений, состояние здоровья. Выбирая профессию надо правильно оценить свои возможности успешного овладения ею, выявить свою пригодность к предстоящей деятельности и наметить оптимальный путь получения специального образования.

Однако следует отметить, что профессиональная пригодность – качество, формируемое, и во многом находится в руках самого человека. Необходимо, научиться преодолевать свои недостатки, в чем помогут занятия по самовоспитанию.

Существует несколько степеней профессиональной пригодности: непригодность к профессии, годность, соответствие профессии и призвание.

О непригодности можно говорить в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, которые не совместимые с работой, но той или иной профессии, причем сама работа может усугублять имеющиеся отклонения.

В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я». Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в должной мере.

Само слово «самооценка» помогает нам понять его значение. В профессиональном самоопределении личности самооценка – оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или не соответствующим специфике профессии.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Данные педагогических экспериментов
Исследование проводилось в школе №3 района, области в 3"А" и 3"Б" классах. Задача констатирующего эксперимента: выявить типичные речевые ошибки в работах учащихся. Для решения данной задачи было определено два класса - экспериментальный и контрольный. Экспериментальным классом я ...

Познавательное развитие детей седьмого года как необходимое условие подготовки к школе
Подготовительную в школе группу при МОУ СОШ №13 посещает 17 детей: 9 мальчиков и 8 девочек. 50% детей воспитывается в полных семьях с двумя или одним ребёнком. 50% - неполные семьи. Социальное положение всех семей благополучное. Дети моей группы добрые, отзывчивые, свободно вступают в общение со св ...

Практика организации психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы детского сада
Информационная справка о ДОУ Лицензия: № 307879 серия А от 06.07.2009 г. регистрационный номер №9542 Месторасположение: - юго-восточная части города Тайги - в 700 метрах от железной дороги - в частном секторе Адрес ДОУ: 652400, г. Тайга ул. Рабочая, 179, тел. 8-384-48-2-23-63. Дети: разновозрастные ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru