Профессиональное самоопределение и факторы его обуславливающие

Перспективы образования » Изучение уровня профессионального самоопределения личности в 8-9 классах » Профессиональное самоопределение и факторы его обуславливающие

Страница 2

Высшим уровнем личности является её направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, особенности характера, самооценки и др.

Личность, находясь во взаимодействие с людьми, не только удовлетворяет свои потребности, но и регулирует своё поведение. Существенные условия и психологические закономерности педагогического успеха заложены в связи потребностей личности и требований окружающих, в связи привязанности к окружающим с удовлетворением или потребностей личности, в вытекающей от сюда внутренней готовности выполнять на основе привязанности неприятные внешние требования или отказываться от желаемого, но запретного.

Система взаимоотношений с окружающим определяет объективное положение ребёнка и взрослого в окружающей социальной среде, их различную роль в ней, их отношение к социальному окружению.

Третью подструктуру (систему стабилизации личности) составляет направленность, способностей, самостоятельность и характер.

Направленность личности – это её интегральное и генерализованное свойство. Направленность выражается в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности. Это свойство проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и практических действиях человека.

Рассмотрим факторы, которые влияют на самоопределение – компоненты структуры личности.

Направленность личности: виды:

- личностной (на себя);

- деловой (на задачу);

- коллективистской (на взаимодействие).

Личностная направленность (направленность на себя) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе он видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания.

Коллективистскую направленность, или направленность на взаимные действия характеризует ситуация, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности.

Деловая направленность (направленность на задачу) отражает преобладание мотивов, порождаемой самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

Необходимо отметить, что все три вида направленности не существует абсолютно самостоятельно и независимо, а сочетаются друг с другом. Поэтому правильнее будет говорить в результате диагностики не о единственном, а о доминирующей направленности личности.

Самооценка влияет на самоопределение.

Самооценка относится к центральным образованиям личности, к её ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, она – регулятор поведения и деятельности. Следует, однако, помнить: самооценка не есть нечто данное, изначально присуще личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Отношение человека к самому себе наиболее позднее образование системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, благодаря этому) в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место. Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности.

Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

Необходимо иметь в виду, что профессиональная деятельность и карьера будут максимально успешными лишь в том случае, если человек пригоден к выбранной профессии.

В структуре направленности большая роль принадлежит идейной убежденности, отражающей не только знания объективной действительности, но признание их правильными и субъективно важными для деятельности личности. Идейная убежденность – это синтез знаний, интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлений личности, основой единства идеи и действия.

Самостоятельность следует рассматривать как обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценки и в чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Под способностями принято понимать высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности. При определении структуры способностей как свойств личности всегда следует учитывать генетические механизмы и особенно те свойства нервных процессов, которые непосредственно складываются на динамике развития психических процессов и их свойств. Однако, отдавая должное природным особенностям человека при определении его способностей, следует учитывать, что способности человека не выступают изолированно от развития всех других систем, образующих личность как единое целое.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Проектирование воспитательной работы на основе зодиакальной локации
Можно дифференцировать несколько стадий отрицательно направленного нравственного развития "трудных": I - ситуативная, характеризующаяся фрагментарным, неустойчивым проявлением негативных побуждений личности на фоне общего положительного поведения; II - антагонистическая, характеризующаяся ...

Образование как процесс
Образование как процесс - это движение от целей к результату, процесс субъектно-субъектного взаимодействия педагогов с воспитанниками, когда воспитанники в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается в активного субъекта педагогического взаимодейств ...

Функции педсовета
Функции: · определяет направления образовательной деятельности ДОУ; · отбирает и утверждает образовательные программы для использования в ДОУ; · обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности ДОУ · рассматривает вопросы повышения кв ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru