Своеобразие познания детьми дошкольного возраста окружающего мира
Нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста еще далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения. При нарушении привычных условий жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения. Бурные эмоции у ребенка, суетливость, обилие движений свидетельствуют о том, что процесс возбуждения у него преобладает и, сохраняя тенденцию к распространению, может перейти в повышенную нервную возбудимость.
Вместе с тем именно к пяти годам усиливается эффективность педагогических воздействий, направленных на концентрацию нервных процессов у детей. Поэтому на занятиях и в быту совершенствуют реакции ребенка на сигнал, широко используют дидактические игры и игры с правилами.
Условно рефлекторные связи образуются у детей быстро: после 2-4 сочетаний условного сигнала с подкреплением, Но устойчивость они приобретают не сразу (лишь после 15-70 сочетаний) и не всегда отличаются прочностью. Это относится и к тем условным рефлексам, которые образованы на словесные сигналы, и к сложным системам связей.
Сравнительно трудно формируются различные виды условного торможения. Поэтому, чтобы научить детей 4-5 лет соблюдать правила поведения, им мало объяснить, что можно, нельзя, нужно делать. Необходимо постоянно упражнять их в соответствующих поступках. Важно, чтобы сложные системы связей, из которых складываются навыки, умения, упрочивались постепенно, на повторяющемся с усложнениями материале.
Формирование психических процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в играх, на занятиях, при выполнении им трудовых поручений, проявляются то в более, то в менее совершенной форме в зависимости от того, как организована его деятельность. Так, благодаря повышению устойчивости внимания продолжительность игр в средней группе может быть в 3 раза больше, чем у младших дошкольников.
Наиболее ярко характеризуют развитие детей среднего возраста следующие особенности: возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличивающемся участии воли в процессах восприятия, памяти, внимания; сравнительно быстрое формирование на протяжении года основных элементов, из которых состоит любая деятельность. Обе эти особенности стимулируют развитие третьей - самостоятельности и сближают поведение дошкольников среднего и старшего возраста.
Изобразительная деятельность ребенка среднего дошкольного возраста дает ему возможность самостоятельно применять полученные знания на практике, активно упражняться в художественной деятельности, приобретать навыки индивидуальной и совместной работы, получать удовлетворение от ее результатов. Однако дети 4-5 лет еще сохраняют в своем развитии ряд черт, свойственных младшим дошкольникам. В связи с этим и изобразительная деятельность ребенка среднего возраста все еще зачастую имеет игровой характер. Воспитатель должен учитывать данное обстоятельство при планировании занятий и включать в них игровые моменты и ситуации.
Таким образом, одним из главных условий проявления и развития описанных особенностей является отбор педагогом действенных, соответствующих данному возрасту приемов и средств воспитания и обучения.
Статьи о педагогике:
Особенности внимания младших школьников
Внимание развивается в младшем школьном возрасте. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида работы на другой. По сравнению с до ...
Силовая подготовка – основа физической подготовленности школьников старших
классов
Многие авторы отмечают, что школьники 9-11 классов имеют недостаточную скоростную, силовую, скоростно - силовую подготовку (А.В. Лотоненко, 1988; Н.М. Соловьев, 1982; В.В. Волков, 1984; В.Г. Присенко, 1984 и д.р.) что создает определенные трудности при разучивании нового материала на уроках физичес ...
Стратегия и важнейшие институты формирования
экологической культуры школьников
Особое место в формировании личности современного школьника занимает система экологических ценностей, значимость которых существенно возрастает в современной ситуации, когда продолжает расти давление на природу, происходит истощение природных ресурсов и деградация окружающей среды, а в перспективе ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования