Диагностика уровня сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников

Перспективы образования » Формирование положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников » Диагностика уровня сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников

Страница 1

Оценка сформированности качеств личности, определяющих её трудовую воспитанность, имеет свою специфику на каждом возрастном этапе. Экспериментальным путём А.Я. Журкиной и И.И. Зарецкой были выявлены те показатели, которые характеризуют трудовую воспитанность младших школьников.

В младшем школьном возрасте при воспитании готовности к труду внимание педагогов должно быть сосредоточено, прежде всего, на таких её структурных компонентах, как:

· дисциплинированность;

· трудолюбие;

· коллективизм.

Деятельность является основой воспитания трудолюбия, а трудолюбивый человек обязательно дисциплинирован. Оба эти качества помогают сформировать активность и ответственность. Трудно представить ответственность без дисциплинированности и трудолюбия.

Для учащихся начальной школы наиболее важными показателями дисциплинированности являются их умения:

· выполнять правила поведения в труде;

· выполнять необходимые правила работы;

· доводить начатую работу до конца.

Эти умения характеризуют трудовую дисциплину учащихся. В тоже время – это умения, помогающие ребёнку добиться успеха в труде и испытать радость от него.

Показатели трудолюбия младших школьников следующие:

1) отношение к труду людей и людям труда

· знания о труде и о людях труда;

· понимание значения труда;

· бережное отношение к результатам труда людей (к вещам личного пользования, к общественному достоянию);

2) отношение к своему труду:

· знания и представления о труде учащихся;

· активность и старательность в труде;

· настойчивость в преодолении трудностей.

О коллективизме младших школьников следует судить по их желанию трудиться в коллективе и оказывать в работе помощь товарищам.

Желание трудиться в коллективе проявляется в положительном отношении к труду в коллективе и к коллективу в труде.

Выявленные качества являются критериями трудовой воспитанности младших школьников. От степени их сформированности зависит уровень трудовой воспитанности как отдельных учащихся, так и класса в целом.

Нами было выделено 3 уровня сформированности положительного отношения к труду младших школьников:

· низкий;

· средний;

· высокий.

Охарактеризуем каждый уровень.

Низкий уровень.

Учащиеся нарушают дисциплину, то есть не выполняют правил работы и поведения в труде, не имея соответствующих знаний и умений, не умея или не желая управлять собой, своим поведением. Они либо ничего, либо мало знают о занятиях и профессиях взрослых людей, о видах труда школьников. В пользовании личными вещами и общественной собственностью часто небрежны и неаккуратны. Если и проявляют аккуратность (не рвут, не ломают, не пачкают), то лишь стремясь избежать наказания или получить поощрение. Активность, старательность, настойчивость в работе либо совсем не проявляют, либо редко.

Причины этого могут быть следующими: не имеют необходимых знаний, умений, навыков, не хватает терпения, не уверены в себе.

От участия в коллективном труде такие школьники предпочитают отказываться, так как либо считают, что сделают работу лучше, либо не умеют сотрудничать с товарищами: не желают считаться с их мнением, обидчивы, вспыльчивы, часто бывают виновниками ссор.

Средний уровень

Учащиеся проявляют дисциплинированность, стремясь избежать наказания или получить поощрение, самоутвердиться, показывая себя лучше других. Знают и могут рассказать о различных профессиях, об организации труда взрослых людей; о многих видах труда учащихся, о такой его организации, которая делает труд школьников эффективным (аккуратность, коллективное распределение дел, сочетания труда и отдыха).

С вещами личного и общественного пользования обращаются аккуратно, проявляют к ним бережное отношение, но лишь под контролем.

Активность, старательность и настойчивость в преодолении трудностей проявляют, стремясь избежать наказания, получить поощрение, самоутвердиться. От работы в коллективе не отказываются, сотрудничать умеют, с мнением товарищей считаются, помогают им, однако делают это либо по обязанности или как бригадир.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Типы семей
В истории человечества сменилось не мало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм характерны для отдельных племенных союзов. Другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономического развитие общества. По м ...

Общая характеристика учебной деятельности
Обучение - конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием. Правильное понимание самого процесса об ...

Сущность мотивации изучения иностранного языка и пути её развития
В психологии и педагогике термин «мотив» имеет несколько смыслов: 1) в широком смысле, мотив – это все виды побуждений к деятельности, условия вызывающие и направляющие активность субъекта; 2) в узком смысле, мотив – это побуждающий и направляющий деятельность предмет, способный удовлетворить ту ил ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru