Диагностика уровня сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников

Перспективы образования » Формирование положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников » Диагностика уровня сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников

Страница 1

Оценка сформированности качеств личности, определяющих её трудовую воспитанность, имеет свою специфику на каждом возрастном этапе. Экспериментальным путём А.Я. Журкиной и И.И. Зарецкой были выявлены те показатели, которые характеризуют трудовую воспитанность младших школьников.

В младшем школьном возрасте при воспитании готовности к труду внимание педагогов должно быть сосредоточено, прежде всего, на таких её структурных компонентах, как:

· дисциплинированность;

· трудолюбие;

· коллективизм.

Деятельность является основой воспитания трудолюбия, а трудолюбивый человек обязательно дисциплинирован. Оба эти качества помогают сформировать активность и ответственность. Трудно представить ответственность без дисциплинированности и трудолюбия.

Для учащихся начальной школы наиболее важными показателями дисциплинированности являются их умения:

· выполнять правила поведения в труде;

· выполнять необходимые правила работы;

· доводить начатую работу до конца.

Эти умения характеризуют трудовую дисциплину учащихся. В тоже время – это умения, помогающие ребёнку добиться успеха в труде и испытать радость от него.

Показатели трудолюбия младших школьников следующие:

1) отношение к труду людей и людям труда

· знания о труде и о людях труда;

· понимание значения труда;

· бережное отношение к результатам труда людей (к вещам личного пользования, к общественному достоянию);

2) отношение к своему труду:

· знания и представления о труде учащихся;

· активность и старательность в труде;

· настойчивость в преодолении трудностей.

О коллективизме младших школьников следует судить по их желанию трудиться в коллективе и оказывать в работе помощь товарищам.

Желание трудиться в коллективе проявляется в положительном отношении к труду в коллективе и к коллективу в труде.

Выявленные качества являются критериями трудовой воспитанности младших школьников. От степени их сформированности зависит уровень трудовой воспитанности как отдельных учащихся, так и класса в целом.

Нами было выделено 3 уровня сформированности положительного отношения к труду младших школьников:

· низкий;

· средний;

· высокий.

Охарактеризуем каждый уровень.

Низкий уровень.

Учащиеся нарушают дисциплину, то есть не выполняют правил работы и поведения в труде, не имея соответствующих знаний и умений, не умея или не желая управлять собой, своим поведением. Они либо ничего, либо мало знают о занятиях и профессиях взрослых людей, о видах труда школьников. В пользовании личными вещами и общественной собственностью часто небрежны и неаккуратны. Если и проявляют аккуратность (не рвут, не ломают, не пачкают), то лишь стремясь избежать наказания или получить поощрение. Активность, старательность, настойчивость в работе либо совсем не проявляют, либо редко.

Причины этого могут быть следующими: не имеют необходимых знаний, умений, навыков, не хватает терпения, не уверены в себе.

От участия в коллективном труде такие школьники предпочитают отказываться, так как либо считают, что сделают работу лучше, либо не умеют сотрудничать с товарищами: не желают считаться с их мнением, обидчивы, вспыльчивы, часто бывают виновниками ссор.

Средний уровень

Учащиеся проявляют дисциплинированность, стремясь избежать наказания или получить поощрение, самоутвердиться, показывая себя лучше других. Знают и могут рассказать о различных профессиях, об организации труда взрослых людей; о многих видах труда учащихся, о такой его организации, которая делает труд школьников эффективным (аккуратность, коллективное распределение дел, сочетания труда и отдыха).

С вещами личного и общественного пользования обращаются аккуратно, проявляют к ним бережное отношение, но лишь под контролем.

Активность, старательность и настойчивость в преодолении трудностей проявляют, стремясь избежать наказания, получить поощрение, самоутвердиться. От работы в коллективе не отказываются, сотрудничать умеют, с мнением товарищей считаются, помогают им, однако делают это либо по обязанности или как бригадир.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Женское образование в России в конце XIX начале XX веке
К началу 20 века значительно расширяется сеть женских воскресных школ, созданных на средства частных лиц и общественных просветительских организаций. Особой известностью пользовались Харьковская женская воскресная школа Х.Д.Алчевской, воскресные школы на Шлиссельбургском тракте в Петербурге, Тифлис ...

Колония-мануфактура
Здесь я опишу трудовые успехи коммуны им. Дзержинского в 1930 – 1931 гг. Это был период её перехода на полукустарное производство. По существу, эпоха простеньких мастерских и примитивного сельского хозяйства уже закончилась, однако, эра настоящей индустриализации колонии ещё не наступила. В начале ...

Развитие здорового школьника и осанки
Осанка в основном формируется в 6–7 лет, это связано с основными задачами предмета «Физическая культура» и проводится с учетом возрастных особенностей развития учащихся. Дети 6–9 лет находятся в периоде интенсивного биологического развития и активного освоения различных форм школьного труда. В связ ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru