Диагностика уровня сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников

Перспективы образования » Формирование положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников » Диагностика уровня сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников

Страница 3

· нет соответствующих умений, хотя правила знает;

· знает и умеет, но не хватает настойчивости, терпения.

Можно применять на практике метод социометрии. Ученикам предлагается ответить на три вопроса, смысл их остаётся один и тот же:

· выяснить, кого отмечают наиболее авторитетным;

· с кем охотнее общаются в труде, кто в какой мере общителен;

· кто чувствует себя некомфортно в коллективе.

1. Кого бы ты выбрал, если трудовое задание надо было выполнять вдвоём?

2. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?

3. Кому бы ты доверил свою тайну?

Ответы на 1, 2, 3 вопросы лучше отмечать разным цветом, потому что это разные выборы: лидера, друга, сотрудника.

Под матрицей записывается, сколько выборов получил каждый ученик.

Выявить отношение младшего школьника к труду можно в ходе использования следующей методики.

Учащимся предлагается оценочный лист, на котором слева обозначены характеристики разного уровня отношения к процессу труда. К трудовому коллективу, к товарищам по труду, а справа напротив каждого уровня, оценённого баллом 5, 4, 3, 2, 1, заносятся фамилии учащихся, отношение которых соответствует данному уровню.

«5» – творческий и инициативный;

«4» – близкий к нему, исполнительский;

«3» – избирательный;

«2» – нежелательный и настораживающий;

«1» – недопустимый.

Опросный лист для оценки отношения учащихся к труду может быть таким.

Характер проявления отношений Балл Ф. И. Ученика

1. Отношение к процессу труда.

· Работает ответственно, добросовестно, проявляет инициативу. 5

· Добросовестен, организован, но инициативу не проявляет. 4

· Не всегда ответственен, работает по настроению в соответствии с интересом. 3

· Владеет трудовыми приёмами, но неорганизован, требует контроля. 2

· Слабо владеет трудовыми приёмами,дело почти никогда не доводит до конца. 1

1. Отношение к коллективу в труде.

· Активно содействует успеху коллектива, предлагает рациональные пути организации труда. 5

· Переживает за результаты дела, есть ответственность за его дела. 4

· С увлечением добросовестно работает в коллективе, когда задание совпадает с интересом. 3

· Выполняет задание коллектива без особого желания, по необходимости. 2

· Выполняет задание только под контролем. 1

2. Отношение к товарищам по труду.

· Охотно помогает товарищам, сам предлагает помощь. 5

· Охотно помогает, если просят. 4

· Помогает выборочно, ближайшим друзьям. 3

· Редко входит в общение с товарищами, раздражённо принимает помощь. 2

· Никому не помогает, потому что не может и не стремится перенять опыт, иногда мешает в работе. 1

Итак, нами были выявлены основные критерии и средства диагностики уровня сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников. Таковыми являются: когнитивный (критерий знания), мотивационный (критерий отношения к труду) и критерий практический. Средствами диагностики уровня сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников по каждому из перечисленных выше критериев являются: анкеты, беседы, наблюдения.

1 констатирующий эксперимент.

Цель: изучить уровень сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников.

Экспериментальная работа велась в двух классах – экспериментальном и контрольном.

В ходе экспериментальной работы у каждого младшего школьника с помощью методик, описанных выше, нами был зафиксирован уровень сформированности положительного отношения к миру труда и профессий по каждому из выявленных критериев. Полученные результаты были подвергнуты качественному и количественному анализу и занесены в таблицы 2, 3, 4. Подробнее познакомимся с результатами экспериментальной работы.

В контрольном классе:

· по когнитивному критерию:

высокий уровень сформированности– у 3 учеников (14,28%);

средний уровень – у 6 школьников (28,56%);

низкий уровень – у 12 школьников (57,16%).

· По мотивационно-ценностному критерию:

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Из истории развития методов обучения
Методы обучения - категория историческая. Уровень развития производительных сил оказывает влияние на общие цели обучения с изменением целей. Меняются и методы обучения. Так, в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми определенные действ ...

Классификация дидактических игр
Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическу ...

Создание условий для формирования эстетического воспитания
Одной из истинных человеческих потребностей является потребность в красоте как естественное стремление человека к гармонии, целостности, равновесию и порядку. О том, что это именно жизненная потребность человека, говорят результаты исследований антропологов, установивших, что на определенной стадии ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru