Диагностика уровня сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников
· нет соответствующих умений, хотя правила знает;
· знает и умеет, но не хватает настойчивости, терпения.
Можно применять на практике метод социометрии. Ученикам предлагается ответить на три вопроса, смысл их остаётся один и тот же:
· выяснить, кого отмечают наиболее авторитетным;
· с кем охотнее общаются в труде, кто в какой мере общителен;
· кто чувствует себя некомфортно в коллективе.
1. Кого бы ты выбрал, если трудовое задание надо было выполнять вдвоём?
2. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
3. Кому бы ты доверил свою тайну?
Ответы на 1, 2, 3 вопросы лучше отмечать разным цветом, потому что это разные выборы: лидера, друга, сотрудника.
Под матрицей записывается, сколько выборов получил каждый ученик.
Выявить отношение младшего школьника к труду можно в ходе использования следующей методики.
Учащимся предлагается оценочный лист, на котором слева обозначены характеристики разного уровня отношения к процессу труда. К трудовому коллективу, к товарищам по труду, а справа напротив каждого уровня, оценённого баллом 5, 4, 3, 2, 1, заносятся фамилии учащихся, отношение которых соответствует данному уровню.
«5» – творческий и инициативный;
«4» – близкий к нему, исполнительский;
«3» – избирательный;
«2» – нежелательный и настораживающий;
«1» – недопустимый.
Опросный лист для оценки отношения учащихся к труду может быть таким.
Характер проявления отношений Балл Ф. И. Ученика
1. Отношение к процессу труда.
· Работает ответственно, добросовестно, проявляет инициативу. 5
· Добросовестен, организован, но инициативу не проявляет. 4
· Не всегда ответственен, работает по настроению в соответствии с интересом. 3
· Владеет трудовыми приёмами, но неорганизован, требует контроля. 2
· Слабо владеет трудовыми приёмами,дело почти никогда не доводит до конца. 1
1. Отношение к коллективу в труде.
· Активно содействует успеху коллектива, предлагает рациональные пути организации труда. 5
· Переживает за результаты дела, есть ответственность за его дела. 4
· С увлечением добросовестно работает в коллективе, когда задание совпадает с интересом. 3
· Выполняет задание коллектива без особого желания, по необходимости. 2
· Выполняет задание только под контролем. 1
2. Отношение к товарищам по труду.
· Охотно помогает товарищам, сам предлагает помощь. 5
· Охотно помогает, если просят. 4
· Помогает выборочно, ближайшим друзьям. 3
· Редко входит в общение с товарищами, раздражённо принимает помощь. 2
· Никому не помогает, потому что не может и не стремится перенять опыт, иногда мешает в работе. 1
Итак, нами были выявлены основные критерии и средства диагностики уровня сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников. Таковыми являются: когнитивный (критерий знания), мотивационный (критерий отношения к труду) и критерий практический. Средствами диагностики уровня сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников по каждому из перечисленных выше критериев являются: анкеты, беседы, наблюдения.
1 констатирующий эксперимент.
Цель: изучить уровень сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников.
Экспериментальная работа велась в двух классах – экспериментальном и контрольном.
В ходе экспериментальной работы у каждого младшего школьника с помощью методик, описанных выше, нами был зафиксирован уровень сформированности положительного отношения к миру труда и профессий по каждому из выявленных критериев. Полученные результаты были подвергнуты качественному и количественному анализу и занесены в таблицы 2, 3, 4. Подробнее познакомимся с результатами экспериментальной работы.
В контрольном классе:
· по когнитивному критерию:
высокий уровень сформированности– у 3 учеников (14,28%);
средний уровень – у 6 школьников (28,56%);
низкий уровень – у 12 школьников (57,16%).
· По мотивационно-ценностному критерию:
Статьи о педагогике:
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
С идеями развивающего обучения связывается возможность изменений в школе. В последние годы значительные изменения происходят в системе начального обучения. Увеличено количество вариативных учебников (с 7 в 1990 г. до 58 в 1999 г.). Практически все учебники оснащены так называемым «шлейфом» (пропис ...
Типология городов
Типология — метод познания сложных объектов, основанный на выявлении главных их свойств. Н.Н. Баранский считал вопрос о типологии городов одним из двух главных общих вопросов, которые возникают при изучении городов. В.В. Покшишевский назвал типологию могущественным инструментом обобщения. Типология ...
Психологическая характеристика младшего школьного возраста
Возрастные границы периода младшего школьного возраста определены обучением в начальной школе. В настоящее время, в связи с четырехлетним начальным образование, этот период охватывает возраст от (6)7 до (9)10 лет. В младшем школьном возрасте начинается интенсивное интеллектуальное развитие. В детск ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

