Диагностика уровня сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников

Перспективы образования » Формирование положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников » Диагностика уровня сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников

Страница 2

Высокий уровень

Учащиеся доводят порученное дело до конца, выполняют необходимые правила работы и поведения в труде; они активны и старательны, настойчивы в преодолении трудностей.

Характерны увлечённость процессом и содержанием труда; понимание, что дисциплинированность и трудолюбие способствуют успеху дела. Стремление принести своим трудом пользу; сделать окружающим приятное.

В пользовании личными вещами, общественным достоянием; аккуратны и бережливы, хотят этим доставить радость близким, понимают, что тем самым сберегают бюджет семьи, школы, труд многих людей; не чужды стремлений получать за это поощрение. Могут аргументировано доказать, какая организация труда является эффективной какие качества человека помогают в труде и достойны большого уважения.

К труду в коллективе и к коллективу в труде относятся положительно, работают охотно, помогают товарищам доброжелательно и бескорыстно, но только если заинтересованы в успехе общего дела. При этом учащимся из других коллективов класса, бригады могут не оказать помощи из чувства соперничества.

Для оценки уровня сформированности положительного отношения к труду нами были выявлены следующие критерии: когнитивный, мотивационно-потребностный, деятельностно-практический. Критерии и их показатели в уточнённом варианте занесём в таблицу 1.

Таблица 1.

Критерии и показатели сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников

Критерии

Показатели

Методы

Когнитивный

· наличие знаний о труде учащихся, о правилах поведения в процессе выполнения учебной и трудовой деятельности;

· представление о собственных качествах и возможностях;

· умение производить самооценку на определённом уровне.

Анкеты

Мотивационно-потребностный

· наличие интереса к области трудовой, учебной и профессиональной деятельности;

· наличие сформированной мотивации на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности;

· стремление к коллективному труду

Наблюдение, анкеты

Деятельностно-практический

проявления трудолюбия, дисциплинированности, коллективизма при выполнении учебной и трудовой деятельности.

Наблюдение, анализ продуктов деятельности

Таким образом, основными критериями, по которым можно судить об уровне сформированности положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников являются: когнитивный, мотивационно-потребностный; деятельностно-практический.

Оценку уровня сформированности показателей ведущих для каждого возраста качеств личности может проводиться методом обобщения независимых характеристик. В начальной школе ученика оценивает учитель, воспитатель, возможно привлечение родителей.

Проявление того или иного качества, свойства характеризуются на каждом уровне различной мотивацией, от сугубо индивидуалистической до социально ценной.

Так, для низкого уровня характерны мотивы, связанные с боязнью наказания, стремлением получить похвалу, поощрение;

для среднего – стремление к личному успеху, удовлетворение своего интереса без учёта потребности коллектива;

для высокого – заинтересованность в общем деле, стремление принести пользу коллективу, школе.

Дифференцировать оценку можно не только в зависимости от степени проявления качества и мотивов деятельности, но и с учётом причин недостаточного уровня развития по данному показателю. Так, дисциплинированность как показатель трудовой воспитанности младших школьников проявляется в выполнении правил работ, правил поведения, в умении доводить начатое дело до конца. Допустим, что определён низкий уровень дисциплинированности, но причины этого могут быть различны:

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Диагностика измерительных умений старших дошкольников
Экспериментальное исследование было проведено в 2005-2006 годах с детьми дошкольного возраста в детском саду «Семицветик». В исследовании участвовали дети экспериментальной и контрольной групп, всего в количестве 50 человек. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий, контрол ...

Обучение графическим редакторам в курсе информатики и ИКТ
В ходе исследования учебников, используемых для преподавания в школе растровых редакторов, удалось выделить несколько. В основу учебников Макаровой Н.В. «Информатика. 10 класс» заложена идея подготовки пользователя компьютера, владеющего базовой технологией работы в офисе. Учебник состоит из шести ...

Петербургский воспитательный дом Дворец К.Г. Разумовского
2 (14) мая 1797 года император Павел I издал указ о передаче под покровительство императрицы Марии Федоровны и придании самостоятельного статуса Петербургскому воспитательному дому, открытому известным просветителем и педагогом И. И. Бецким. Воспитательный дом разместился в центре Санкт-Петербурга ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru