Информационный тезаурус педагогической инноватики

Перспективы образования » Информационный тезаурус педагогической инноватики

Страница 1

Подготовка и выполнение инновационных проектов и программ, организация работы по тиражированию результатов и распространению продуктов этих проектов и программ, оказание соответствующих информационных услуг предполагает поиск и обработку больших объемов информации. Организация информационного взаимодействия участников инновационных процессов является предметом изучения информационной инноватики как раздела общей инноватики. Подобные исследования в последние годы проводятся и в области педагогической инноватики.

Тезаурус информационной инноватики строится на основе понятий, разработанных в разных областях знания, вследствие чего их трактовки зачастую многозначны, а представленные в них смыслы не совпадают. Актуальной задачей развития тезауруса педагогической инноватики является формирование системы понятий, посредством которых описывается взаимодействие участников инновационных процессов в сфере образования. Эта система понятий должна охватывать все компоненты информационного взаимодействия и те связи между ними, которые определяют переход количественных показателей процесса и результата этого взаимодействия в качественные.

Базовым понятием информационного тезауруса является понятие "информация" (лат. information — разъяснение, изложение). Фундаментальность этого понятия была обоснована еще в середине прошлого века в работах К.Шеннона и Н.Винера, однако оно остается актуальным и дискуссионным в современной науке и практике. Согласно Н.Винеру, информация — это обозначение содержания, черпаемого нами из внешнего мира в процессе приспособления к нему, и приведение в соответствие с ним нашего мышления. Для характеристики содержания этих процессов наряду с понятием "информация" используются также понятия "сведение", "факт" и "знание".

На бытовом уровне понятие "информация" воспринимается интуитивно, оно связывается с получением сведений о чем-либо или о ком-либо (именно такая предельно широкая трактовка понятия "информация" приведена, в частности, в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова). В информатике под информацией понимают совокупность фактов (лат. factum — сделанное, совершившееся), представляющих интерес для пользователя, подлежащих регистрации и обработке (Э.А.Якубайтис). Специалисты в области вычислительной техники под информацией понимают содержание, присваиваемое данным (В.И.Першиков, В.М.Савинков). В кибернетике под информацией понимается любая совокупность сигналов, воздействий или сведений, которые некоторая система воспринимает от окружающей среды (входная информация), выдает в окружающую среду (выходная информация), а также хранит в себе (внутренняя информация).

По мнению Н.Н.Моисеева, необходимость использования термина "информация" появляется только тогда, когда мы говорим об объектах, способных к целенаправленным действиям, поскольку без этого термина нельзя описать процедуры принятия решений и изучать зависимость характера принимаемых решений от изменения внешних условий.

Любое решение представляет собой выбор действий, образ которых формируется в сознании человека на основе исследования реальной ситуации и выявления возможностей ее изменения для решения поставленной задачи. Сознание человека, являясь специфической формой информационного отражения, имеет дело не с реальным миром, а только с его информационной моделью, которая строится на основе информации и отражает понимание человеком сущности объекта, процесса или явления, а также его связей с внешним миром. Понятие "информационная модель" многими исследователями рассматривается как синоним понятия "информационная картина мира". Чем глубже человек понимает суть событий, происходящих в окружающем его мире, чем богаче опыт непосредственного участия в деятельности по преобразованию этого мира и шире представления о возможностях и перспективах такого преобразования, тем более приближена к реальности существующая в его сознании информационная картина мира.

Информационные картины одной и той же предметной области, существующие в сознании разных сообществ, а также индивидуальные информационные картины мира участников инновационных процессов могут не совпадать. Согласование и обеспечение единства понимания информационных картин предметной области, представленных в сознании разных людей, происходит в процессе их общения с использованием различных средств передачи и агрегирования информации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Россия в Болонском процессе
Интеграция в мировую систему высшего образования системы высшего профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы - это один из принципов государственной политики в сфере образования, который зафиксирован Федеральным законом ...

Особенности нравственного развития в дошкольном возрасте
Несоответствие между усвоением нравственной нормы и реальным поведением предопределяет изменение стратегии развития морально-нравственной сферы дошкольника. Эта стратегия должна быть направлена не только на осознание своих качеств и переживаний, усвоение правил и норм поведения, но в первую очередь ...

Функции педсовета
Функции: · определяет направления образовательной деятельности ДОУ; · отбирает и утверждает образовательные программы для использования в ДОУ; · обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности ДОУ · рассматривает вопросы повышения кв ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru