Информационный тезаурус педагогической инноватики

Перспективы образования » Информационный тезаурус педагогической инноватики

Страница 4

В процессе антропогенеза решающей предпосылкой развития человеческого сознания и языка стал процесс обмена информацией между людьми посредством общей для них знаковой системы, получивший название коммуникация (лат. communicatio, communicare — делать общим, связывать, общаться). Основная цель коммуникации — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена. В результате этого процесса происходит обмен знаниями и смыслами, при котором может измениться форма и содержание информации, воспринимаемой участниками информационного взаимодействия.

Единичный цикл информационного взаимодействия предполагает адресную передачу информационного сообщения, восприятие этого сообщения и обратную адресную передачу информации. Информационное взаимодействие всегда инициируется одним из субъектов этого взаимодействия и обязательно поддерживается другим субъектом. В том случае, когда обратная связь отсутствует, имеет место не информационное взаимодействие, а информационное воздействие. Полный цикл коммуникации включает: докоммуникативную фазу, в которой происходит формирование целей деятельности и потребностей в обмене информацией и намечаются способы их реализации; собственно коммуникацию, включающую создание, передачу и прием сообщения, и послекоммуникативную фазу, когда проявляются последствия (эффекты) коммуникации и возникает обратная связь.

Основными элементами коммуникации являются: субъекты — коммуникатор и коммуникант; средства коммуникации — код, используемый для передачи информации, и канал передачи информации; предмет коммуникации и отображающее его сообщение; эффекты коммуникации.

Коммуникатор (отправитель, адресант) — создатель сообщения, лицо, генерирующее идею. Коммуникатор и источник информации не всегда одно и то же лицо, источником информации может быть любая организация, группа лиц или индивид.

Коммуникант (получатель, адресат, реципиент) — лицо или группа лиц, которым направлено сообщение.

Код — набор символов или знаков, переводящий сообщение на язык, понятный получателю. В качестве кодов используются как вербальные (словесные), так и невербальные средства коммуникации.

Канал передачи (коммуникационный канал) — средство, с помощью которого сообщение передается от коммуникатора к коммуниканту. Коммуникационные каналы обеспечивают движение не смыслов, а только материального воплощения сообщений. Различают естественные каналы коммуникации, образовавшиеся в ходе антропогенеза (вербальный и невербальный), и искусственные, сознательно созданные людьми.

Сообщение, подготовленное коммуникатором, представляет собой информационное предложение, которое воспринимается коммуникантом только в том случае, если у него имеется соответствующая потребность (информационная потребность). Если же потребность в информации есть, а соответствующего информационного предложения нет, то коммуникатор начинает поиск источников интересующей его информации, посылая по известным ему каналам коммуникации информационный запрос.

Под информационной потребностью понимают потребность в знании, обусловленную характером профессиональной деятельности специалиста и зависящую от его индивидуальных (личностных) характеристик; информационный запрос рассматривается как форма отражения информационной потребности. В контексте обсуждаемой темы информационное предложение рассматривается как специальным образом изложенная информация о новшестве, включая общие сведения о разработке, варианты делового сотрудничества для его внедрения, адреса источников дополнительной информации, необходимой для распространения новшества в профессиональном сообществе.

Коммуникативная деятельность — источник, средство поддержания и использования социальной памяти, аккумулирующей культурный и исторический опыт социальных субъектов. В широком смысле понятием память обозначают систему, обеспечивающую запись (кодирование), хранение и передачу информации.

В мире живой природы ключевым элементом нервной системы как информационной службы организма, без которого не могут быть раскрыты возможности достижения цели, является генетическая или наследственная память. Наряду с генетической памятью теории социальной коммуникации выделяют психическую и социальную память. Первая понимается как система сохранения и последующего воспроизведения человеком его опыта. Вторая включает в себя множество овеществленных (представленных в материальной форме) и не овеществленных социальных смыслов. Общественное сознание выполняет функцию социальной памяти, вырабатывая некоторые схемы, "матрицы" воспроизводства накопленного человечеством опыта. Включенность человека в совместную с другими людьми деятельность, обладающую определенной последовательностью и структурой, ориентирует индивидуальные действия, программирует их.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи о педагогике:

Характеристика НОУ ВПО "ГЭТИ"
Институт был основан в 1996 году, как Академия "Континент", далее был переименован в НОУ ВПО "Академия социально-экономического развития" (институт), а на данный момент носит название НОУ ВПО "Гуманитарно-экономический и технологический институт" (сокращенное название ...

Влияние изометрических и динамических напряжений на функциональное со стояние организма юных волейболистов
Для изучения ритма сердечной деятельности подростков использовался метод непрерывной регистрации частоты пульса непосредственно во время мышечной работы (методика описана во второй главе). Известно, что частота пульса является весьма лабильным показателем функционального состояния сердечно-сосудист ...

Описание и результаты опытно-экспериментальной работы
социокультурный мотивация французский язык В средней школе при обучении ИЯ возможности изучения языка одновременно с изучением национальной культуры, к сожалению, используются не в полной мере. Отсутствие достоверных источников о стране изучаемого языка приводит к тому, что убеждение учащихся форми ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru