Информационный тезаурус педагогической инноватики
Глобальная информационная инфраструктура развивается как общемировая сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи. Глобальная инфраструктура электронных средств хранения, обработки и передачи информации вместе с программным обеспечением, организациями и персоналом, обеспечивающим их разработку и эксплуатацию, объединяют одним термином — инфосфера (термин впервые ввел А.П.Ершов).
Инфраструктура информационного общества дает человеку богатейшие возможности для творческого развития в связи с доступом ко всему многообразию когда-либо существовавших знаний и ценностей. Однако использовать эти возможности могут только сообщества со сформированными информационными и коммуникационными умениями и операциями, которые включаются в понятия "информационная культура" и "коммуникативная компетентность".
Понятие информационная культура отражает способность человека осознавать и осваивать информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в информационном обществе и адаптироваться к нему. Понятие коммуникативная компетентность отражает способность человека в соответствии с решаемыми задачами выбирать тип, вид, форму и средства информационного взаимодействия и становится его активным участником.
Усложнение задач развития образования в современном мире, увеличение числа крупных комплексных проектов, участниками которых являются отдельные лица и организации, расположенные на разных территориях, необходимость координации их деятельности сразу на нескольких уровнях регулирования инновационной деятельности существенно повышает роль механизмов информационной поддержки процессов подготовки и выполнения инновационных проектов и программ.
Под информационным обеспечением инновационной деятельности мы понимаем специальную деятельность, направленную на предоставление участникам инновационных процессов информации, необходимой для поиска и реализации решений проблем развития образования. Сущность этой деятельности состоит в том, чтобы отыскать, учесть, систематизировать, сохранить и предоставить профессиональным сообществам информацию об основных компонентах знания о состоянии, возможностях и перспективах развития интересующей их предметной области, а также в том, чтобы создать такие информационные системы, которые позволяют повысить качество и эффективность информационного взаимодействия участников инновационных процессов. Развитие систем информационной поддержки инновационных процессов в сфере образования в настоящее время характеризуется рядом признаков, обусловленных становлением глобального информационного общества, а именно: повышение роли информационных ресурсов в подготовке и принятии решений и, как следствие, — увеличение числа информационных продуктов и услуг; изменение роли традиционных и появление новых носителей и форм представления информации; развитие новых форм и средств коммуникативного взаимодействия; увеличение числа информационных систем и формирование информационной инфраструктуры инновационной деятельности на основе новых информационных и коммуникационных технологий.
Согласование позиций сообществ развития на уровне информационного тезауруса способствует адекватному отражению действительности в информационных системах и восприятию информации в рамках единого смыслового поля. Предложенные в статье понятия являются основой понятийного знания информационной инноватики — того "категориального каркаса", который позволит провести анализ существующих систем информационной поддержки инновационной деятельности в образовании, выделить актуальные проблемы развития и построить перспективные модели этих систем.
Статьи о педагогике:
Профессиональное самоопределение как цель предпрофильной подготовки
Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных ...
Обучение чтению
Обучение навыкам чтения, как одно из направлений подготовки к школе – задача первого этапа обучения чтению в специальном дошкольном учреждении. Решению ее отводятся первые два года обучения, охватывающие, как правило, детей 3-5 лет (младшая и средняя группа). При этом период начального обучения чте ...
Значение театрализованных игр в решении задач эстетического
воспитания старших дошкольников
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связ ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

