Информационный тезаурус педагогической инноватики

Перспективы образования » Информационный тезаурус педагогической инноватики

Страница 6

Основными категориями, характеризующими информатизацию как социокультурный процесс, с точки зрения Ю.Н.Столярова, служат представления об информационном фонде и информационном потоке.

Под информационным фондом понимается вся культурная информация, которой располагает общество на данном этапе его развития. Система культурной информации есть материальное отражение деятельности общества. Целостность глобального информационного фонда, которым располагает человечество, следует понимать в том смысле, что он принципиально не подвергается старению, поскольку признание старения информационного фонда в целом означало бы отрицание диалектики общественного развития. При этом старение формы и старение содержания информации нужно рассматривать по-разному. Сохранение информационного фонда является непременным условием сохранения возможности общения людей в социальном пространстве и времени.

Под информационным потоком понимается та культурная информация, которая в данный момент времени циркулирует в обществе, передается субъектом информационного взаимодействия объекту, а также используется последним в качестве метасредства социальной деятельности. При этом высшим уровнем информации выступает знание — упорядоченная, приращенная и сохраненная информация. Совокупность информационных потоков в конкретной сфере жизнедеятельности человека (образовании, науке, культуре) принято называть информационным пространством этой сферы деятельности.

Структура информационных потоков глобального информационного пространства, а также характер связи между информационными системами, поддерживающими инновационные процессы, зависят от форм и содержания взаимодействия между основными сообществами развития. Представление о том, каков состав сообществ развития и как эти сообщества взаимодействуют между собой, способствует пониманию маршрутов движения информации, возможностей развития различных сфер общественной жизни.

Понятие информационная система трактуется в узком и широком смыслах. В узком смысле информационная система рассматривается как самостоятельный объект общественных отношений в информационной среде и понимается как технологическая система, представляющая совокупность технических, программных и иных средств, объединенных структурно и функционально для обеспечения одного или нескольких видов информационных процессов и предоставления информационных услуг. Содержательное наполнение информационной системы принято называть информационным контентом.

С появлением глобальных компьютерных систем перед многими странами и перед мировым сообществом в целом, встал вопрос о едином информационном пространстве. В данном случае единое информационное пространство выступает примером информационной системы в широком смысле этого понятия. В рамках этого пространства формируются единые информационные пространства разных сфер деятельности. Интеграция информационных пространств происходит как по вертикали в соответствии с уровнями регулирования деятельности (уровнями принятия решений), так и по горизонтали — по разным сферам деятельности и областям знания.

В глобальном информационном пространстве - WWW (World Wide Web) -посредством гиперссылок связываются информационные массивы, создаваемые исследовательскими коллективами в разных уголках планеты. Гипертекст оказывается практически бесконечной по протяженности "паутиной", охватывающей и соединяющей между собой посредством прямых или перекрестных ссылок все то, что в Интернет воспринимается как распределенное по изолированным сферам, областям, уровням и ступеням. Гипертекст — это принципиально открытый коммуникативный процесс сетевого взаимодействия. Гиперпространство может рассматриваться как потенциальное хранилище памяти цивилизации.

При подготовке и выполнении инновационных проектов и программ их участники используют различные источники информации о новых идеях развития образования, непосредственно или опосредованно взаимодействуют с носителями новых идей, участвуют в процессе распространения информации о результатах и продуктах инновационной деятельности. Наличие множества потоков информации о новшествах и нововведениях, высокая степень насыщенности этих потоков и не менее высокая востребованность содержащихся в них информационных ресурсов позволяют заключить, что в рамках информационного образовательного пространства сформировалось специфическое подпространство — информационное пространство инновационной деятельности в образовании. Информационный массив этого пространства отражает различные возможности развития образовательных систем. Для того, чтобы в полной мере использовать потенциал этого пространства при решении задач развития, важно понимать, как оно устроено, как связано с другими информационными пространствами, ресурсы которых также представляют интерес для участников инновационных процессов в образовании.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи о педагогике:

Учебное проектирование в практике современного образования
Учебное проектирование всё смелее входит в практику современного образования. Уже многие учебные учреждения готовы показать результаты работы детей, выполнивших те или иные проекты. К демонстрации этих достижений стимулирует система смотров, конкурсов, конференций, которая организована учреждениями ...

Характеристика активного словаря у детей с моторной алалией
Формирование экспрессивной речи у моторного алалика затруднено нарушением аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора. Эти нарушения могут носить различный характер: а) кинестетическая оральная апраксия, т. е. трудности формирования и закрепления артикуляционных укладов, а в ...

Теоретические основы использования игры в процессе обучения
Слово "игра", "играть" в русском языке чрезвычайно многозначны. Слово "игра" употребляется в значении развлечения, в переносном значении. Е.А. Поправский говорит, что понятие об "игре" вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так у древних греков слов ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru