Информационный тезаурус педагогической инноватики

Перспективы образования » Информационный тезаурус педагогической инноватики

Страница 3

Одной из важнейших особенностей современного этапа общественного развития является установление новой формы социальных отношений, суть которых заключается в необходимости для людей "думать вместе и действовать сообща". Это новое явление Н.Н.Моисеев называет коллективным интеллектом, под которым понимается система, объединяющая людей информационными связями, благодаря чему становятся доступны общие знания, общее понимание ситуации, возникает единое видение происходящего как основа общих решений и действий [2, с. 209].

Знание, хранящееся в сознании отдельного человека или группы людей, может быть использовано другими людьми. Для этого его воплощают в определенной форме, представляя фрагменты знания средствами того или иного языка и размещая их на определенном носителе. Выбор носителя определяет форму представления информации. Одно и то же содержание информации может быть представлено в разных формах. Для характеристики формы представления информации используются понятия "сообщение", "документ", "данные", "информационный ресурс", "информационный продукт".

Под сообщением понимают совокупность знаков или первичных сигналов, содержащих информацию. Между сообщением и содержащейся в нем информацией нет однозначного соответствия, поскольку для разных пользователей одна и та же информация может иметь разный смысл и разную ценность.

Стабильный вещественный объект, предназначенный для использования в социальной смысловой коммуникации в качестве завершенного сообщения, принято обозначать словом документ (лат. documentum — свидетельство). Документ является важнейшей организационной формой представления информации, материальным объектом, который отражает результат деятельности человека. Каждый документ представляет собой элемент овеществленной социальной памяти, а массивы документов (библиотечные и архивные фонды, коллекции звукозаписей, изображений и т.д.) рассматриваются как долговременные хранилища социальной памяти.

Под информационным ресурсом понимаются отдельные документы и массивы документов в информационных системах, а под информационным продуктом — документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная для удовлетворения этих потребностей. Понятие "информационный продукт" — более узкое, чем понятие "информационный ресурс". Информационный ресурс обретает качество информационного продукта, когда он ориентирован на вполне определенную целевую группу пользователей, осознающих и умеющих адекватно сформулировать свои информационные потребности, и оформлен в соответствии с установленными форматами представления документов.

Особую категорию информационных продуктов образуют объекты интеллектуальной собственности — материально выраженные результаты умственной (интеллектуальной) деятельности, дающие их создателю (автору) исключительное право на них, защищаемое либо соответствующими официально выданными документами (патентами или свидетельствами), либо законодательно установленными нормами авторского права.

Развитие технологий способствовало появлению принципиально новых методов переработки информации, качественно нового метода познания мира, созданию новых способов фиксации информации и новых форм документов, изменению формата документов и возможностей их хранения, учета и распространения. С появлением и развитием электронно-вычислительной техники, компьютеров и информационных цифровых технологий появилась особая группа документов — электронные цифровые документы, способ фиксации которых основан на принципе преобразования информации в кодированную цифровую форму. Простейшей формой представления электронных цифровых документов является файловая форма. Файл исполняет функцию носителя цифровой документированной информации при ее формировании, хранении, использовании и передаче по телекоммуникационным каналам связи и является своего рода "электронной бумагой" для электронного документа.

Технические устройства исполняют роль посредника в информационном общении людей, позволяют получить недоступную непосредственному восприятию человека информацию, быстро переработать огромные массивы данных, передать информацию на дальние расстояния и сохранить ее для будущих поколений. Когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, то в первую очередь имеют в виду не содержание информации, а форму ее представления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи о педагогике:

Предложение по подготовке к защите творческих проектов
Опыт участия в проведение областных олимпиад по технологии свидетельствую о том, что в процессе подготовки школьников к защите творческого проекта, зачастую, недостаточное внимание уделяется содержанию презентации и качеству ее оформления. В результате оценка защиты проекта снижается из-за невозмож ...

Из истории проектного метода
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столе­тия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образова­нии, разработанными американским философом и педагогом Д ...

Психолого-педагогический аспект развития коммуникативных способностей младших школьников
В последние годы в науке все чаще стали обращаться к проблеме развития культуры общения младших школьников. Существуют вполне объективные объяснения этому факту. В первую очередь это связано с конкретными требованиями к современному человеку изменяющегося общества. В новых условиях появились реальн ...

Меню

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru