Этический аспект преподавания в начальной школе

Перспективы образования » Личный пример учителя в начальной школе » Этический аспект преподавания в начальной школе

Страница 2

Второе: учителя - не просто технические исполнители, нанятые для выполнения четко определенных задач. Представитель профессии должен уметь давать оценку учреждению, в котором он осуществляет свои функции. Одна из величайших проблем нашего времени заключается в том, что специалистов почти не учат понимать и оценивать нравственный климат и ситуацию в своей профессии в целом. Нередко так же обстоит дело с педагогами и системой образования. Учителя - как профессионалы в своем деле, а не просто технические исполнители - обязаны знать основы морали, чтобы со всей ответственностью участвовать в публичных дискуссиях по поводу политики в сфере образования.

Педагогическая этика. Педагогическая деятельность имеет особую нравственную структуру, позволяющую отделить педагогическую этику от профессиональной этики. Обучение должно осуществляться честно, с должным уважением к умственной деятельности и учителя и ученика. Это справедливо для преподавания любого предмета - по крайней мере тогда, когда учащиеся достаточно взрослые, чтобы рассуждать об этом предмете. Три принципа морального кодекса НАРП, не связанные с профессиональной этикой, определяют аспекты педагогической этики:

Учитель не должен необоснованно препятствовать самостоятельным действиям ученика в процессе приобретения знаний.

Учитель не должен необоснованно закрывать учащемуся доступ к альтернативным точкам зрения.

Учитель не должен умышленно скрывать или искажать данные, способствующие развитию ученика.]

Фактически эти принципы запрещают доктринерство и косвенно определяют нравственную атмосферу преподавания, которая способствует нормальной умственной деятельности учащегося.

Доктринерство - это своего рода обман, и как таковое оно по сути аморально. Неэтично скрывать доказательства, использовать ложные доводы, сдерживать стремление ученика к самостоятельному рассуждению и пытаться навязать свою точку зрения там, где требуются веские основания и убедительные аргументы. Доктринерство аморально еще и тем, что разрушает ту нравственную атмосферу, которая способствует интеллектуальному поиску. Обучение, как и исследование, должно проходить в условиях, где господствует открытость, справедливость, доверие, уважение к истинным авторитетам и рациональности. Когда эти принципы нарушаются, теряется уверенность в том, что что-то делается ради истины, а не в интересах учителей или образовательной и политической систем.

Безусловно, педагогическая этика, которой придерживается конкретный учитель, передает учащимся отношение к истине, авторитету, добру и злу. Педагоги могут поощрять бездумный догматизм или бездумный релятивизм, но могут и внушить уважение к интеллектуальной честности, четкому мышлению, разумным рассуждениям и, по сути дела, сократовское стремление жить, изучая жизнь. Дэвид Смит в одной из глав этой книги пишет: "Коллектив учителей должны сплачивать не столько тесные дружеские отношения, сколько общие цели, не столько идеология, сколько готовность размышлять . Стремление создать такой коллектив единомышленников ради поисков истины является наиболее существенным моральным аспектом преподавания".

Нравственное воспитание. Главным достоинством человека является разумность, стремление жить, изучая жизнь. Обучая этически и подпитывая разум учащихся, школы осуществляют нравственное воспитание; но быть нравственным не значит быть только разумным (хотя часто именно разум позволяет нам разобраться в том, что является нравственным). Обычно полагают, что на учителях лежит особая ответственность за моральное развитие и воспитание школьников в более широком смысле и что в какой-то степени это должно происходить до достижения учащимися зрелости. Такое "воспитание" может быть, а может и не быть связанным с обучением; если оно связано, то его часто называют воспитывающим обучением. Такое нравственное воспитание имеет весьма отдаленное отношение к педагогической этике.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Монолог как одна из форм говорения
Монологическая речь - это особый вид вербального общения людей, предполагающий процесс формирования и формулирования своих мыслей посредством звуковой системы языка. Продуктом монологического общения является монологическое высказывание, особое и сложное умение, которое нужно специально формировать ...

Место психологии в системе наук
Психология имеет многогранные связи, как с естественными, так и с социальными науками. Теоретико-методологической основой психологии является философия. С естественными науками психология связана общетеоретическими положениями, которые используются для обоснования закономерностей развития психики, ...

Гимназическое образование: прошлое и настоящее
Гимназия как тип общеобразовательного среднего учебного заведения существует уже почти пять столетий. Все это время она является важнейшим элементом образовательной системы многих европейских государств. До начала прошлого века понятие "гимназическое образование" было почти тождественно & ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru