Педагогические условия развития внимания первоклассников

Страница 2

- сравнение, которое позволяет выделить в предметах разнообразные признаки;

- абстрагирование, то есть выделение главных признаков наблюдаемого предмета

- обобщение и обоснование выводов

При выделении главных признаков предмета учащиеся начальной школы встречаются с большими трудностями, поскольку они легко определяют черты различия, но не умеют находить черты сходства. Вместе с тем, без умения выделять существенный признак предмета невозможно провести его отнесение к определенному понятию.

Трудности сравнения связаны с тем, что детям этого возраста еще очень трудно найти основание для сравнения. В этом случае целесообразно использовать различные методические приемы, одним из которых является использование трех предметов. Рядом с двумя предметами, у которых дети не могут найти общих признаков, надо положить третий, отличающийся именно по этому признаку.

Таким образом, все эти приёмы и методы способствуют развитию наблюдательности, образного мышления, и это необходимое условие эффективного усвоения знаний. Вместе с тем это одно из важнейших средств развития личности ученика (его чувств, переживаний, эмоционального отношения к окружающему).

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: наблюдение как метод обучения будет способствовать развитию внимания первоклассника. А для того, чтобы выявить уровень развития внимания первоклассников нам нужно проанализировать критерии уровней внимания.

Далее опишем критерии уровней сформированности внимания у первоклассников.

Уровень внимания может быть определён с помощью следующих показателей: объём внимания, устойчивость внимания, переключение внимания.

Объём внимания - это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчётливостью. Чем больше предметов или элементов воспринимается одномоментно, тем больше объём внимания и тем более эффективна будет деятельность. Объём внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов.

Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объём внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.

Устойчивость внимания

– длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И. П. Павлов говорил о своей работе: «Это прежде всего упрямая сосредоточенность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать».

Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и её значимости, от отношения к выполняемой работе. Внимание не может долго задерживаться на неподвижном объекте, если мы не можем его рассматривать с разных сторон. Чем богаче различными свойствами объект, тем легче сосредоточить внимание на нём в течение длительного времени.

Переключение внимания

– сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Особенности детских рисунков и их психологическая интерпретация
Рисунок - изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств (контурной линии, штриха, пятна или их различных сочетаний). В изобразительной культуре человечества рисунок складывался, имея в каждый период развития свои особенности, характерные признаки времени, неся на себе печать поколе ...

Диагностика измерительных умений старших дошкольников
Экспериментальное исследование было проведено в 2005-2006 годах с детьми дошкольного возраста в детском саду «Семицветик». В исследовании участвовали дети экспериментальной и контрольной групп, всего в количестве 50 человек. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий, контрол ...

Описание и результаты опытно-экспериментальной работы
социокультурный мотивация французский язык В средней школе при обучении ИЯ возможности изучения языка одновременно с изучением национальной культуры, к сожалению, используются не в полной мере. Отсутствие достоверных источников о стране изучаемого языка приводит к тому, что убеждение учащихся форми ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru