Педагогические условия развития внимания первоклассников

Страница 2

- сравнение, которое позволяет выделить в предметах разнообразные признаки;

- абстрагирование, то есть выделение главных признаков наблюдаемого предмета

- обобщение и обоснование выводов

При выделении главных признаков предмета учащиеся начальной школы встречаются с большими трудностями, поскольку они легко определяют черты различия, но не умеют находить черты сходства. Вместе с тем, без умения выделять существенный признак предмета невозможно провести его отнесение к определенному понятию.

Трудности сравнения связаны с тем, что детям этого возраста еще очень трудно найти основание для сравнения. В этом случае целесообразно использовать различные методические приемы, одним из которых является использование трех предметов. Рядом с двумя предметами, у которых дети не могут найти общих признаков, надо положить третий, отличающийся именно по этому признаку.

Таким образом, все эти приёмы и методы способствуют развитию наблюдательности, образного мышления, и это необходимое условие эффективного усвоения знаний. Вместе с тем это одно из важнейших средств развития личности ученика (его чувств, переживаний, эмоционального отношения к окружающему).

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: наблюдение как метод обучения будет способствовать развитию внимания первоклассника. А для того, чтобы выявить уровень развития внимания первоклассников нам нужно проанализировать критерии уровней внимания.

Далее опишем критерии уровней сформированности внимания у первоклассников.

Уровень внимания может быть определён с помощью следующих показателей: объём внимания, устойчивость внимания, переключение внимания.

Объём внимания - это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчётливостью. Чем больше предметов или элементов воспринимается одномоментно, тем больше объём внимания и тем более эффективна будет деятельность. Объём внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов.

Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объём внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.

Устойчивость внимания

– длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И. П. Павлов говорил о своей работе: «Это прежде всего упрямая сосредоточенность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать».

Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и её значимости, от отношения к выполняемой работе. Внимание не может долго задерживаться на неподвижном объекте, если мы не можем его рассматривать с разных сторон. Чем богаче различными свойствами объект, тем легче сосредоточить внимание на нём в течение длительного времени.

Переключение внимания

– сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Диагностика нравственной культуры подростков
Для формирования нравственной культуры подростков, прежде всего необходимо подробно изучить и уметь использовать в работе диагностические методы исследования воспитанности школьника. При решении различных педагогических задач педагог опирается не только на теоретические знания, но и реальные факты, ...

Формирование лексических навыков
Различные данные позволяют выделить в лексическом навыке следующие компоненты: а) Слуховые и речевые следы от самого слова в их соотнесенности: благодаря последней осуществляется слуховой контроль за «формальной» правильностью слова. б) Соотнесенность слуховых и речедвигательных следов слова со зри ...

Задачи эффективного учителя в учебном процессе
учитель иисус информация преподавание Именно учителя являются самой важной частью любой образовательной программы, а не оборудование, учебный план и т.д Эффективные учителя отличаются от своих менее эффективных коллег тем, что они делают в классе и вот некоторые из этих вещей: а. Активное обучение ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru