Экспериментальное исследование развития внимания первоклассников

Перспективы образования » Развитие внимания учащихся первых классов на уроках физической культуры » Экспериментальное исследование развития внимания первоклассников

Страница 5

Рис.7. Сравнительный анализ результатов экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

1. Проблема изучения внимания является важной, но недостаточно изученной, в том числе и у учащихся первого класса.

Внимание не является самостоятельным процессом, оно связано с направленностью и сосредоточенностью. Внимание выполняет функцию контроля и особенно необходима при всяком обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

Виды внимания многообразны, выделяют следующие виды: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. К свойствам внимания относятся объем, концентрация, устойчивость, переключаемость, распределение.

2. Особенности внимания младших школьников: произвольное внимание еще до конца не сформировано, требует целенаправленного развития; увеличивается распределяемость внимания, но пока еще находится на среднем уровне; объем внимания увеличился, в среднем ученик может удерживать в поле внимания до 5 объектов; общая внимательность по средним показателям также увеличилась.

3. Физкультурное образование учащихся начальных классов должно рассматриваться как самореализация личности ребенка через «школу движений», которая может реализоваться через подвижные игры.

Игра — исторически

сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку.

Игровая деятельность очень многообразна: детские игры с игрушками, настольные игры, хороводные игры, игры подвижные, игры спортивные и игры на внимание.

Игра — очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе с детьми и молодежью.

4. По результатам исследования отмечается следующая динамика внимания учащихся первого класса – увеличивается количество учащихся с высоким уровнем и уровнем развития внимательности выше среднего; процент учащихся, со средним уровнем и уровнем внимательности ниже среднего, уменьшился; количество учащихся с низким уровнем внимательности осталось прежним.

Одновременно с этим в среднем на 2,5% повысилась концентрация внимания.

5. Гендерное различие в проявлении развития внимания не отмечается.

6. Практические рекомендации учителям по развитию внимания.

Игры на внимание

Запрещенное движение

В данной игре все ученики строятся в колонны. Учитель предлагает играющим выполнять за ним все движения за исключением запрещенного, заранее им установленного.

Например, запрещено ставить руки на пояс.

Учитель начинает делать разные движения, а все играющие внимательно выполняют их. Неожиданно учитель выполняет запрещенное движение. Тот из играющих, кто ошибается и выполняет его, делает шаг вперед и продолжает играть.

Можно назначать штрафы: проскакать на одной ноге какое-то расстояние, произнести скороговорку, отгадать загадку, сделать танцевальное движение, отжаться от пола и т. д. Игра повторяется несколько раз. Если игра проводится без штрафов, то самым невнимательным игроком считают того, кто сделал больше шагов вперед.

Кто ушел?

В данной игре дети образуют круг, водящий встает в центре и закрывает глаза. Учитель ходя по кругу дотрагивается до одного из играющих, и он тихо выходит из зала. Затем водящему разрешает открыть глаза и у него спрашивают: «Кто ушел?» Если водящий отгадал, то он встает в круг и выбирают другого водящего. Если не отгадал, то снова закрывает глаза, а выходивший из зала занимает свое прежнее место в кругу.

Летает – не летает

Игра проводится во время ходьбы по кругу в колонне по одному. Учитель называет предмет. Если он летает (например, птица, самолет и т. д.), то дети должны поднять руки в стороны и взмахнуть ими, как крыльями; если не летает, то рук поднимать не следует, продолжается обычная ходьба.

Игру так же можно проводить во время медленного бега, прыжковых упражнений, выполняющихся поточно, и т.п.

Кто самый внимательный?

В данной игре класс выстраивается в шеренгу. Один ученик становится перёд классом на место, обозначенное точкой или небольшим кругом.

Учащиеся по очереди дают ему команду например: «Шаг вперед!». Ученик должен выполнить команду, сделав один шаг вперед, а потом вернуться на прежнее место и ждать следующей команды.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Написание учебных работ студентами
Курсовая работа является одним из основных видов самостоятельной работы студентов в вузе, направленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам профессиональной подготовки, овладение методами научных исследований, формирование навыков решения творческих задач в ходе науч ...

Значение физической подготовленности для жизнедеятельности учащихся младших классов
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной кон ...

Трудности вступления выпускников в ВУЗы
Вчера в Минобрнауки рассказали, сколько ребят этим летом смогут принять на бесплатные места государственные высшие учебные заведения Сначала чиновники огорошили цифрами. - В 2010 году по сравнению с нынешним прием на программы специалиста и бакалавра сокращается почти на 60 тысяч, - рассказал дирек ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru