Сущность и особенности нравственной культуры подростков

Перспективы образования » Формирование нравственной культуры школьников » Сущность и особенности нравственной культуры подростков

Страница 2

2. Систематическая, целенаправленная, научно обоснованная работа общеобразовательной школы:

Проведенные социологические исследования в 90-х годах не зафиксировали резких противоречий в направленности воспитания в школе и семье, но в то же время показали необходимость поиска новых путей сотрудничества, проведения реформы школы с целью ее приближения к современным реалиям и перспективам, которые ставит перед школой современное общество.

Так, по мнению 325 педагогов минских школ, 650 родителей и 304 старшеклассников г. Минска установлено, что воспитывать детей надо честными, добропорядочными, стойкими в борьбе с трудностями, умеющими дружить, оставаться товарищами, коллективистами, но в то же время – постоять за себя, быть «противными». Снова в последние годы поднялся престиж диплома, но он стал не как свидетельство «культурности», а как выгодное вложение «капитала». Предпочтение отдается специальностям «практической» направленности: финансист, торговый работник, юрист, менеджер и т. д.

Только 43% опрошенных учащихся назвали свою семью дружной и сплоченной, доверительных отношений с отцами нет у 54%, с матерями – у 33%, 22% отметили, что постоянно подвергаются оскорблениям со стороны взрослых членов семьи.

Таким образом, необходимо понимать, что союз родителей и педагогов в формировании нравственной культуры подростков должен всячески укрепляться, ибо только совместными усилиями можно добиться надлежащего его воспитания.

3. Вовлечение в воспитательный процесс социокультурной среды за пределами семьи и школы:

Поскольку одним из характерных признаков подросткового возраста является стремление к самореализации, очень важным аспектом в формировании нравственной культуры считается вовлечение подростков во внешкольную деятельность. Речь идет об общественных и государственных учреждениях – домах и дворцах культуры, библиотеках, театрах и музеях, спортивных сооружениях, профилакториях, объединениях художественного и технического творчества и т. п. Это социокультурное условие подтверждается данными социологического опроса, который установил, что учащиеся различных регионов Беларуси свои пристрастия распределили так: занятие спортом (около 12%), музыка, художественная литература (11,3% и 11,2 соответственно), театр (до 7%), шитьё, вязание, кулинария (до 8%), технические виды творчества (5%), рисование, фотолюбительство (4%), рыбалка, туризм (до 2% ответов).

4. Самовоспитание учащихся

Для реализации данного условия необходима своевременная профориентация ребенка, побуждающая его к самостоятельному творческому поиску через учебу, чтение (хорошую услугу учащимся окажет и литература по этике, эстетике, нравственности в целом), игры и собственный труд.

Все рассмотренные выше социокультурные условия, безусловно, являются одним из важных аспектов формирования нравственной культуры, однако, возвращаясь к сущности самого понятия нравственной культуры, необходимо помнить, что она охватывает все сферы жизни и деятельности человека, его личностное развитие. Поэтому, также необходимо учитывать особенности психо – физического развития подростков.

Подростковый возраст считается одним из самых трудных периодов возрастного развития. Трудности усугубляются ныне сложившимися социальными условиями жизни.

Подростковое поколение очень чутко реагирует на окружающее общество - его ценности, политические и экономические противоречия, неписанные правила. Юноши и девушки считают, что общество накладывает слишком много ограничений, поэтому пытаются отделиться от него, принимая временные идентичности и роли.

Ввзросление современного подростка проходит в условиях нестабильности в экономической и культурно – ценностной сферах развития современно общества, кризиса семьи. Именно в таких условиях пребывает большинство современных белорусских подростков. Несмотря на разницу в социальной сфере почти все они остро переживают этот период: становятся агрессивными, непослушными в общении с родителями и учителями, а некоторые начинают употреблять алкоголь и наркотики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Формирование у школьников потребности в личном физическом совершенствовании
Одна из основных задач физического воспитания в школе - формирование у школьников потребности в личном физическом совершенствовании. Достижение этой цели возможно лишь при решении ряда промежуточных задач: воспитания у школьников устойчивого интереса к физической культуре, формирования у них навыко ...

Техническая реализация технологии дистанционного обучения
Так было описано выше нам необходимо создать интернет ресурс который будет обеспечивать взаимодействие различных задач, а именно: обеспечение доступа к учебным материалам посредством сети Интернет; распространение (пересылка) учебного материала; проверка усвоения пройденного материала (тестирование ...

Петербургский воспитательный дом Дворец К.Г. Разумовского
2 (14) мая 1797 года император Павел I издал указ о передаче под покровительство императрицы Марии Федоровны и придании самостоятельного статуса Петербургскому воспитательному дому, открытому известным просветителем и педагогом И. И. Бецким. Воспитательный дом разместился в центре Санкт-Петербурга ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru