Сущность и особенности нравственной культуры подростков
Из проведенного нами исследования следует, что понятие «нравственная культура» имеет очень широкий спектр толкования. Само понятие, укоренившись прочно в научно – публицистической литературе и в повседневном общении, оставляет за собой некоторую терминологическую неопределенность в системе этического и культурологического знания.
Разнообразие мнений просто ошеломляет, когда речь заходит об уровне современной нравственной культуры.
Некоторые из существующих убеждений утверждают то, что самое лучшее осталось в прошлом, современное общество не отличается теми моральными качествами, которые были характерны для предшествующих поколений.
Утверждается, что современные нравы проникнуты насилием, агрессивностью, нравственные ценности дискредитируются, подвергаются эрозии. Патриархальное же прошлое наделяется самым позитивным содержанием.
Нужно отметить, что такие представления не являются специфическими только для современного общества. Сожаления об утрате моральных ценностей были характерны и для живущих в прошлые столетия, чему мы находим подтверждения у многих известных писателей, философов разных периодов развития европейской культуры.
Например, во времена Древней Греции известный философ Гесиод в своей знаменитой поэме «Труды и дни» сокрушался об утрате гармонии взаимоотношений человека с природой и людьми. Французский писатель и ученый Бернар Фонтенель в своем произведении «Диалог мертвых и новых» рассматривает различные мнения о том, развиваются человеческие отношения в сторону их улучшения или нет.
Пессимистичны строки португальского поэта Фернандо Песоа:
Это все – и не будет иного.
Но и звезды, и холод, и мрак,
И молчание мира немого –
Все на свете не то и не так!
Этот отрывок из стихотворения очень четко показывает актуальность проблемы нравственной культуры, как в далеком историческом прошлом, так и в современном обществе, движущей силой которого является подрастающее поколение.
Нравственная культура подростка, будучи неотъемлемым свойством культуры как социального явления, формируется всем укладом его жизни. Личность подростка формируется, впитывая в себя все достижения моральной культуры общества. Разумеется, интенсивность впитывания и собственно развитие самой личности зависит от личностных характеристик индивида: полововозрастных, психофизиологических, интеллектуальных, образовательных и иных. Необходимо знать, что прежде, чем спрашивать, надо вырастить, обучить индивида, создать соответствующие социокультурные условия для становления личности и формирования ее внутренней культуры. Особенно важно, чтобы произошло это в школьные годы подростка, на которые приходится основная доля личностного самоопределения. Рассмотрим основные социокультурные условия, обеспечивающие процесс обретения учащимися нравственной культуры:
1. Семья:
Семейное воспитание имеет огромное влияние на формирование нравственной культуры подростка: эмоциональная и морально – психологическая устойчивость родительского воздействия на подростков; возможность индивидуального подхода к нему; развитие чуткости и задушевности через положительные эмоции и пример взрослых; духовная связь и нравственная преемственность жизненного опыта поколений; фамильная гордость и честь; использование лучших национальных традиций и обычаев; контроль за рациональным использованием свободного времени подростков; выбор развивающихся форм проведения досуга; привлечение к посильному домашнему труду и помощи родителям в хозяйственных делах; заботливое отношение к больным и престарелым и прочее. Все наиболее важные жизненные ценности личности закладываются в отчем доме важно только, чтобы поступки ребенка не оставались незамеченными для родителей. Вовремя среагировать на них, участливо и ненавязчиво подкорректировать, дать адекватную оценку в случаи необходимости – значит на деле участвовать в нравственном воспитании подростков.
Статьи о педагогике:
Образование как процесс
Образование как процесс - это движение от целей к результату, процесс субъектно-субъектного взаимодействия педагогов с воспитанниками, когда воспитанники в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается в активного субъекта педагогического взаимодейств ...
Значение ознакомления с массой предметов для сенсорного, умственного и математического
развития детей дошкольного возраста
Формирование понятия «масса» опирается на развитие «барического чувства» (греч. baros - тяжесть, barys - тяжелый). «Барическое чувство» возникает в результате давления предмета на поверхность тела человека. Не случайно, определяя тяжесть предмета, человек как бы «взвешивает» его на ладонях своих ру ...
Краткие характеристики классификации наглядного метода обучения
Под наглядным методом обучения понимаются такие методы обучения, при которых усвоение учащимися знаний находятся в существенной зависимости от применяемого в процессе обучения наглядного пособия или технического средства. Наглядные меч оды обучения используются во взаимной связи со словесными и пра ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

