Сущность и особенности нравственной культуры подростков

Перспективы образования » Формирование нравственной культуры школьников » Сущность и особенности нравственной культуры подростков

Страница 1

Из проведенного нами исследования следует, что понятие «нравственная культура» имеет очень широкий спектр толкования. Само понятие, укоренившись прочно в научно – публицистической литературе и в повседневном общении, оставляет за собой некоторую терминологическую неопределенность в системе этического и культурологического знания.

Разнообразие мнений просто ошеломляет, когда речь заходит об уровне современной нравственной культуры.

Некоторые из существующих убеждений утверждают то, что самое лучшее осталось в прошлом, современное общество не отличается теми моральными качествами, которые были характерны для предшествующих поколений.

Утверждается, что современные нравы проникнуты насилием, агрессивностью, нравственные ценности дискредитируются, подвергаются эрозии. Патриархальное же прошлое наделяется самым позитивным содержанием.

Нужно отметить, что такие представления не являются специфическими только для современного общества. Сожаления об утрате моральных ценностей были характерны и для живущих в прошлые столетия, чему мы находим подтверждения у многих известных писателей, философов разных периодов развития европейской культуры.

Например, во времена Древней Греции известный философ Гесиод в своей знаменитой поэме «Труды и дни» сокрушался об утрате гармонии взаимоотношений человека с природой и людьми. Французский писатель и ученый Бернар Фонтенель в своем произведении «Диалог мертвых и новых» рассматривает различные мнения о том, развиваются человеческие отношения в сторону их улучшения или нет.

Пессимистичны строки португальского поэта Фернандо Песоа:

Это все – и не будет иного.

Но и звезды, и холод, и мрак,

И молчание мира немого –

Все на свете не то и не так!

Этот отрывок из стихотворения очень четко показывает актуальность проблемы нравственной культуры, как в далеком историческом прошлом, так и в современном обществе, движущей силой которого является подрастающее поколение.

Нравственная культура подростка, будучи неотъемлемым свойством культуры как социального явления, формируется всем укладом его жизни. Личность подростка формируется, впитывая в себя все достижения моральной культуры общества. Разумеется, интенсивность впитывания и собственно развитие самой личности зависит от личностных характеристик индивида: полововозрастных, психофизиологических, интеллектуальных, образовательных и иных. Необходимо знать, что прежде, чем спрашивать, надо вырастить, обучить индивида, создать соответствующие социокультурные условия для становления личности и формирования ее внутренней культуры. Особенно важно, чтобы произошло это в школьные годы подростка, на которые приходится основная доля личностного самоопределения. Рассмотрим основные социокультурные условия, обеспечивающие процесс обретения учащимися нравственной культуры:

1. Семья:

Семейное воспитание имеет огромное влияние на формирование нравственной культуры подростка: эмоциональная и морально – психологическая устойчивость родительского воздействия на подростков; возможность индивидуального подхода к нему; развитие чуткости и задушевности через положительные эмоции и пример взрослых; духовная связь и нравственная преемственность жизненного опыта поколений; фамильная гордость и честь; использование лучших национальных традиций и обычаев; контроль за рациональным использованием свободного времени подростков; выбор развивающихся форм проведения досуга; привлечение к посильному домашнему труду и помощи родителям в хозяйственных делах; заботливое отношение к больным и престарелым и прочее. Все наиболее важные жизненные ценности личности закладываются в отчем доме важно только, чтобы поступки ребенка не оставались незамеченными для родителей. Вовремя среагировать на них, участливо и ненавязчиво подкорректировать, дать адекватную оценку в случаи необходимости – значит на деле участвовать в нравственном воспитании подростков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Обучение младших школьников навыкам самообслуживания
Обучение младших школьников простейшим навыкам самообслуживания проходит в семье младшего школьника и в процессе учебной и внеклассной работы в школе. Подробнее остановимся на этом направлении работы. Правильное воспитание заключается в том, чтобы постепенно привлекать школьников к посильной и разн ...

Биоритмы организма в течение суток
3:00 Минимальный уровень выработки мелатонина, отвечающего за наш спокойный сон, психические реакции. 4:00 Активно работает система легких. Идет перестройка дыхательного центра, кислородная «подзарядка», очищение всего организма. 5:00 Минимальная активность почек. С 5:00 до 7:00 Время регуляции жиз ...

Методы профессионального самосовершенствования педагога
После проведения диагностики по оценке профессионально-личностные качества учителя, являющиеся примером для учеников начальной школы, нами было выявлено, что у некоторых учителей, участвующих в эксперименте, профессионально-личностные качества развиты недостаточно, поэтому для решения проблем профе ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru