Сущность и особенности нравственной культуры подростков

Перспективы образования » Формирование нравственной культуры школьников » Сущность и особенности нравственной культуры подростков

Страница 6

Ценности переживания, согласно В. Франклу, реализуются в умении воспринимать красоту окружающего мира, природу, музыку и т.п., ощущать свое единство с ними.

Наиболее сложными для понимания являются ценности отношения, т.е. отношение человека к тем аспектам своей судьбы, которые хотелось бы, но невозможно изменить.

Очень важно, чтобы в подростковом возрасте сформировались в той или иной форме духовные ценности и соответственно духовные потребности. Необходимо, чтобы подросток ясно осознавал многообразие исходов человеческой жизни, реализуемых в соответствии с тем или другим человеческим сценарием.

Таким образом, все вышесказанное выражает лишь желаемые ценности у современных подростков. Однако, каковы они у современных подростков?

Условно выделяют несколько групп ценностей:

· Жизнь. Здоровье. Природа;

· Любовь и семья;

· Эротика. Секс;

· Образование и культура;

· Труд. Карьера. Собственность;

· Идеология.

Рассмотрим приоритет группы ценностей, условно названных Жизнь. Здоровье. Природа. Опросы показывают, что по понятным причинам они всегда опережают все прочие. Вместе с тем бедность, рост преступности, сокращение продолжительность жизни, плохое медицинское обслуживание, рост потребления алкоголя и наркотиков, упадок физической культуры и спорта показывают реальное понижение ценностей жизни и здоровья.

И в группе ценностей Любовь и семья. Эротика. Секс положение противоречиво. Согласно опросам, крепкая, дружная, основанная на любви семья по-прежнему ценится. Но влияние средств массовой информации сделало половую мораль весьма свободной, и мы сейчас находимся на последнем этапе давно пройденной Западом сексуальной революции.

В группе ценностей Образование и культура. Досуг отмечается повышение ценности образования по сравнению с ее резким падением в начале и середине 1990-х годов. Но экономические проблемы заставляют реже думать об учебе, чем о деньгах (при условии, разумеется, что совместить то и другое не удается).

Как положительный момент можно отметить только появление весьма доступных видов дополнительного образования, которые смыкаются с досугом.

Структура досуга стала сейчас существенно иной, чем она была в советские и даже в первые постсоветские годы. Эти изменения шли параллельно и в том же направлении, что и в области культуры. Понизилась ценность литературы, акцент в чтении сместился с классики в пользу легкого, развлекательного «чтива» с преобладанием детективов, «бытовухи» с обилием насилия, секса и ненормативной лексики. У большинства обеспеченных подростков, все больше возрастает тяга к азартным игра и посещению разного рода кафе, малодоступных для большинства детей.

В ценностной группе Труд. Карьера. Собственность произошли, конечно, самые кардинальные изменения. Различными средствами и небезуспешно пропагандируется культ богатства с соответствующим рузультатом: согласно опросам, растет число подростков, которые ради денег готовы на все, поскольку «все продается и все покупается». Как уже отмечалось, основной характеристикой привлекательного труда являются деньги.

Положительным в указанной группе ценностей является то, что растет число детей, планирующих свое будущее.

Идеология – последняя группа ценностей. Под идеологией мы будем понимать набор ценностей, разделяемых обществом или достаточно большими группами людей. Основное изменение в идеологическом плане – принятие рыночных ценностей уже достаточно многими (прежде всего молодыми) людьми. Принятие этих ценностей без и до создания адекватной цивилизованной рыночной среды.

В идеологической сфере громко заявили о себе проблемы межнациональных отношений, а осознание своей этнической принадлежности стало пониматься как ценность особого рода.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Понятие эстетического воспитания дошкольников и его особенности и средства в дошкольном возрасте
В современном обществе наблюдается кризис духовной составляющей человека. Меняется система ценностей, высокий уровень технических разработок предлагает населению все более новые изобретения, в том числе это касается и компьютерных технологий, которые зачастую становятся неотъемлемой частью жизни ре ...

Самодиагностика профессионально-личностных качеств учителя начальных классов
В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю-профессионалу, учителю. Педагог оказывает большое влияние на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния во многом зависит от свойств и качеств личн ...

Дидактическая игра как одно из условий развития иворческого потенциала учащихся на уроках биологии
Гуманизация отношений как одна из педагогических задач, признание ценности отдельной личности в ее индивидуальной неповторимости и психологизация всей системы учебно-воспитательного процесса послужили почвой для создания эффективных педагогических технологий, составной частью которых является игра. ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru