Информатизация химического образования

Страница 1

В последнее десятилетие отмечается активное внедрение компьютерных и телекоммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы. В системе государственного управления образованием этому вопросу уделяют самое пристальное внимание.

Каждый день информационное сообщество российских учителей пополняется новыми именами, в сети появляются новые сетевые ресурсы, в школы приходят новые программные педагогические средства. Современный учитель химии не может находиться в стороне от этих процессов. Неуклонно растёт интерес преподавателей к проблеме информатизации: они принимают самое активное участие в создании образовательных ресурсов, их отладке, тестировании, апробации и внедрении. Сейчас уже никто не сомневается в том, что использование программных педагогических средств в учебно-воспитательном процессе существенно расширяет возможности учителя .

Можно выделить три основных направления развития информационных и коммуникационных технологий в современном естественно-научном образовании, в частности в обучении химии:

· дистанционное и открытое образование;

· виртуальные лаборатории;

· библиотеки мультимедиа-объектов

· применение метода компьютерных проектов в обучении химии;

· использование цифровых лабораторий как современного информационного оборудования в проведении химического эксперимента, в частности использование цифровой лаборатории «Архимед».

Дистанционное и открытое образование.

В основе концепции открытого образования лежит творческий характер обучения. Такая форма образовательного процесса включает ученика в развёрнутые системы информационных баз данных, снимает пространственно-временные ограничения в работе с различными источниками информации, что очень актуально в современном постиндустриальном информационном обществе .

Одним из наиболее динамично развивающихся направлений открытого образования является дистанционное образование (ДО), которое позволяет реализовать следующие принципы :

· доступность обучения, в частности преодоление физических ограничений человека, расширение аудитории обучающихся;

· личностная направленность обучения, создание комфортных условий для школьников и учителей, учёт индивидуальных психологических особенностей (восприятия, памяти, мышления), индивидуальный темп обучения;

· развитие информационной культуры, навыков работы с современными средствами информатизации и телекоммуникации;

· социализация обучения, учёт личностно-коммуникативных особенностей учащихся.

Безусловный плюс – несомненная важность для психологического развития ребёнка – его вовлечение в систематическую учебную деятельность под непосредственным руководством взрослого, процесс овладения культурой и социализация проходят при посредничестве учителя.

Вместе с тем нельзя упускать из виду и обратную сторону дистанционного обучения. К проблемам дидактического плана следует отнести адаптацию сетевых образовательных ресурсов к возможностям, условиям, уровню подготовки каждого школьника.

Сложность состоит в том, что затруднено общение: между субъектами образовательного процесса нет непосредственного живого контакта. Посредником выступает компьютер. Для дистанционного обучения очень важна оперативность связи со школьником. Поэтому к учителю в системе ДО – компьютеру – предъявляются серьёзные требования:

- отвечать очень быстро на все письма;

- поощрять оперативность своих слушателей;

- установить чёткий график общения в режиме on-line и неукоснительно соблюдать его;

- создать атмосферу психологического комфорта

В настоящее время в системе ДО можно выделить следующие основные формы:

- электронные сетевые учебники;

- обучающие и контролирующие задания;

- электронные практикумы;

- исследовательские проектные работы;

- информационные ресурсы;

- дистанционные олимпиады и конкурсы;

- форумы, конференции, общение on-line;

- повышение квалификации и обмен опытом.

Виртуальные лаборатории.

Информационные технологии, включающие в себя современные мультимедиасистемы, могут быть использованы для поддержки процесса активного обучения. Именно они в последнее время привлекают повышенное внимание. Примером таких обучающих систем являются виртуальные лаборатории, которые могут моделировать поведение объектов реального мира в компьютерной образовательной среде и помогают учащимся овладевать новыми знаниями и умениями при изучении научно – естественных дисциплин, таких, как химия, физика, биология. Особо следует отметить значение виртуальных экспериментов для химического образования.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru