Сущность и особенности нравственной культуры подростков
Психолого – педагогический опыт показывает, что подростковому возрасту принадлежит особая роль в формировании ценностей и ценностных ориентаций, так как формирующиеся у подростков абстрактное мышление открывает перед нами новые возможности.
По мнению французского психолога Ж. Пиаже, подросток получает способность рассуждать не только о реально существующих предметах и явлениях, но и потенциально возможных, гипотетических. Кроме того, существенно расширяется его социальный опыт, который дает материалы для анализа ценностей и его последующего обобщения.
Следует также отметить, что формирование ценностных ориентаций – это длительный и сложный процесс, происходящий под воздействием непосредственного социального окружения и общих социальных условий. Таким образом, ценностные ориентации отдельной личности представляют собой специфическое сочетание общественных ценностей, которые человек усваивает из общественного сознания.
Также необходимо выделить определенную возрастную динамику в преобладающем влиянии разных источников на ценности подростка.
Младший подросток ориентируется в основном на ценности, предлагаемые группой сверстников. При этом ценности, предлагаемые семьей, отторгаться. В среднем подростковом возрасте преобладающее влияние начинают оказывать ценности общества в целом, транслируемые через средства массовой информации. В это время подросток начинает осваивать культурные ценности своего народа: литературу, музыку, театр и др. Перед старшим подростком стоит проблема самоопределения, поэтому он вынужден не только формировать для себя свои ценности, но и осуществлять их практическую реализацию в собственную жизнь .
Система ценностей подростка, находящаяся еще в процессе своего становления, является относительно неупорядоченной и неустойчивой.
Для подростков большое значение имеет присвоение культурных ценностей общества в котором он формируется (развивается). Однако этот процесс сопровождается значительными трудностями.
Одна из важнейших причин этого – разрушение так называемого «защитного пояса культуры». По концепции А.И. Ракитова в структуру культуры входят ее «ядро» и «защитный пояс». Первый компонент содержит в себе нормы, эталоны, правила, стандарты, системы ценностей, которые вырабатываются в реальной истории общества: этнические, профессиональные, религиозные. «Ядро» культуры окружено «защитным поясом», который «фильтрует» информацию из других культур, а также адаптирует достаточно неподвижное стабильное культурное ядро к изменениям социально – технологической среды.
За последнее столетие «защитный пояс» был сильно расшатан резкими культурными переменами и, таким образом, «культурное ядро» теряте свою целостность и стабильность .
Вследствие этому современному подростку достаточно сложно выбирать «материал» для построения собственной ценностной основы. Он оказывается одиноким в своем жизненном пространстве и практически без помощи общества должен выработать свою собственную жизненную концепцию. Поэтому следует еще раз отметить возрастающую роль семьи в формировании ценностной основы у подростков. Однако семья может помочь подросткам выбрать собственную ценностную основу только в том случае, если имеет ее сама.
Какая же ценностная основа должна являться сущностью нравственной культуры современного подростка? По этому вопросу существуют различные точки зрения, рассмотрим некоторые из них. Так, известный американский психолог Маслоу, рассматривая потребность человека в самоценности в качестве высшей потребности называет самоактуализацию, т. е. движение в направлении выражения своих внутренних ресурсов и возможностей.
Выдающийся ученый А.В. Франкл, выделяет ценности творчества, отношения и переживания, которые реализуются через умение человека внести творческое начало в любую деятельность, которой он занимается.
Статьи о педагогике:
Методические рекомендации по обучению детей дошкольного
возраста цветоведению в ходе экспериментальной деятельности
Методика ознакомления детей с цветом в младшем дошкольном возрасте в ходе экспериментальной деятельности. Методика занятий по изобразительной деятельности требует творческого отношения детей. Основным принципом НОД является органичное сочетание обучения (в ходе экспериментальной деятельности, сообщ ...
Рекомендации по организации
итоговой аттестации в форме тестирования
Аттестация в форме тестирования предполагает получение широкого диапазона результатов обучения. Такой тест можно считать суммирующим. Предлагаемая система тестирования сформирована с учетом важных критериев: широта охвата материала курса, сложность и представительность выборки. Как и любая другая ф ...
Образцы склонения прилагательных
Склонение прилагательных с основой на парно-твердую согласную (твердая разновидность). Единственное число Мужской род Средний род И. нов-ый молод-ой нов-ое молод-ое Р. нов-ого молод-ого Д. нов-ому молод-ому В. нов-ый и нов-ого молод-ой и молод-ого нов-ое молод-ое Тв. нов-ым молод-ым Пр. (о) нов-ом ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования