Сущность и особенности нравственной культуры подростков

Перспективы образования » Формирование нравственной культуры школьников » Сущность и особенности нравственной культуры подростков

Страница 5

Психолого – педагогический опыт показывает, что подростковому возрасту принадлежит особая роль в формировании ценностей и ценностных ориентаций, так как формирующиеся у подростков абстрактное мышление открывает перед нами новые возможности.

По мнению французского психолога Ж. Пиаже, подросток получает способность рассуждать не только о реально существующих предметах и явлениях, но и потенциально возможных, гипотетических. Кроме того, существенно расширяется его социальный опыт, который дает материалы для анализа ценностей и его последующего обобщения.

Следует также отметить, что формирование ценностных ориентаций – это длительный и сложный процесс, происходящий под воздействием непосредственного социального окружения и общих социальных условий. Таким образом, ценностные ориентации отдельной личности представляют собой специфическое сочетание общественных ценностей, которые человек усваивает из общественного сознания.

Также необходимо выделить определенную возрастную динамику в преобладающем влиянии разных источников на ценности подростка.

Младший подросток ориентируется в основном на ценности, предлагаемые группой сверстников. При этом ценности, предлагаемые семьей, отторгаться. В среднем подростковом возрасте преобладающее влияние начинают оказывать ценности общества в целом, транслируемые через средства массовой информации. В это время подросток начинает осваивать культурные ценности своего народа: литературу, музыку, театр и др. Перед старшим подростком стоит проблема самоопределения, поэтому он вынужден не только формировать для себя свои ценности, но и осуществлять их практическую реализацию в собственную жизнь .

Система ценностей подростка, находящаяся еще в процессе своего становления, является относительно неупорядоченной и неустойчивой.

Для подростков большое значение имеет присвоение культурных ценностей общества в котором он формируется (развивается). Однако этот процесс сопровождается значительными трудностями.

Одна из важнейших причин этого – разрушение так называемого «защитного пояса культуры». По концепции А.И. Ракитова в структуру культуры входят ее «ядро» и «защитный пояс». Первый компонент содержит в себе нормы, эталоны, правила, стандарты, системы ценностей, которые вырабатываются в реальной истории общества: этнические, профессиональные, религиозные. «Ядро» культуры окружено «защитным поясом», который «фильтрует» информацию из других культур, а также адаптирует достаточно неподвижное стабильное культурное ядро к изменениям социально – технологической среды.

За последнее столетие «защитный пояс» был сильно расшатан резкими культурными переменами и, таким образом, «культурное ядро» теряте свою целостность и стабильность .

Вследствие этому современному подростку достаточно сложно выбирать «материал» для построения собственной ценностной основы. Он оказывается одиноким в своем жизненном пространстве и практически без помощи общества должен выработать свою собственную жизненную концепцию. Поэтому следует еще раз отметить возрастающую роль семьи в формировании ценностной основы у подростков. Однако семья может помочь подросткам выбрать собственную ценностную основу только в том случае, если имеет ее сама.

Какая же ценностная основа должна являться сущностью нравственной культуры современного подростка? По этому вопросу существуют различные точки зрения, рассмотрим некоторые из них. Так, известный американский психолог Маслоу, рассматривая потребность человека в самоценности в качестве высшей потребности называет самоактуализацию, т. е. движение в направлении выражения своих внутренних ресурсов и возможностей.

Выдающийся ученый А.В. Франкл, выделяет ценности творчества, отношения и переживания, которые реализуются через умение человека внести творческое начало в любую деятельность, которой он занимается.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Развитие двигательных способностей у детей младшего школьного возраста
Образовательные задачи в младшем школьном возрасте связаны с формированием двигательных умений и навыков, обогащением двигательного опыта, а также с приобретением знаний о значении физических упражнений для здоровья человека, о двигательном режиме, личной гигиене, закаливании. Система условных связ ...

Классификации ценностных ориентаций
Как следствие разночтений в определении существует и множество различных классификаций ценностей, варьирующиеся в зависимости от того, что вкладывается в содержание самого понятия. Имеются разные основания для типологии ценностей. Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизне ...

Методы исследования нравственных поступков старших школьников в ситуации выбора
Ситуация выбора - это совокупность обстоятельств внешнего мира и внутреннего состояния человека, на фоне которых актуализируется необходимость поиска и предпочтения одной из скрытых или явных альтернатив. Для того, чтобы была возможность выбора, должно быть наличие вариантов. Варианты могут быть за ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru