Сущность и особенности нравственной культуры подростков

Перспективы образования » Формирование нравственной культуры школьников » Сущность и особенности нравственной культуры подростков

Страница 4

Один из них - разделение общей оценки на два компонента, положительный и отрицательный.

Этот этап проекции, мало или совсем не осознаваемый, переходит в следующий, заключительный: личность приписывает себе положительные характеристики и переносит отрицательные на персону, с которой имело место взаимодействие в оцениваемой ситуации.

Проекция в процессе внешнего конфликтного взаимодействия способствует сохранению константности позитивной Я-концепции, но усиливает или формирует, тем самым усиливая конфликтность межличностных отношений.

При возникновении внутренних конфликтов проекция служит целям освобождения Я-концепции от негативных оценок с помощью переноса негативных характеристик на кого-либо их окружающих близких людей или тех, кому эти характеристики свойственны.

Проекция - это одна из самых конфликтогенных психологических защит, так как активное и стабильное ее использование приводит к формированию таких черт личности как самолюбие и гордость, мстительность и склонность к ревности.

Личность с доминирующей проекцией при возникновении противоречий склонна к оборонительному поведению и деструктивному самоутверждению в силу неадекватной самооценки.

У подростков существуют и другие формы защиты, например отрицание и рационализация.

Отрицание - игнорирование личностью опасной и нежелательной информации с целью исключения конфликта между Я-образом и непосредственным опытом. Этот способ защиты проявляется в особо серьезных обстоятельствах, например, воспитатели детских домов наблюдают чрезвычайную привязанность и любовь некоторых подростков к своим родителям алкоголикам.

Рационализация - осознание информации, приемлемой для личности в связи с ее стремлением «контролировать» свое поведение и ситуацию. С точки зрения Р. Бернса, рационализация позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. Например, «социальные сироты», декларирующие готовность быть со своими асоциальными родителями.

Такая замена потребности или способов удовлетворения потребности возможна, когда в сознании сформированы социальные или нравственные стандарты. У подростков происходит соотнесение потребностей с социальными нормами и нравственными правилами и возникает необходимость «перевода» своих «ненормативных» потребностей в формы, имеющие право на «открытое удовлетворение».

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние.

Как следствие этого, постепенно у подростка формируется своя Я - концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Стремление познать себя, свой внутренний мир, понять сходство с другими людьми и отличие от них, возрастающая активность по отношению к самому себе и порождаемые всем перечисленным потребности в самоутверждении, самовыражении - вот далеко неполный перечень связанных с «Я» черт, рассматриваемых как наиболее типичные характеристики подросткового периода.

Исследование сущности и особенностей нравственной культуры подростков невозможно без рассмотрения системы ценностей подростков.

По общему признанию ценностные ориентации представляют собой одну из центральных характеристик личности и тем самым оказывает существенное влияние на все стороны жизнедеятельности. Принято считать, что ценностные ориентации отражают отношение человека к окружающему миру и выступают в качестве способа дифференциации объектов по степени их субъективной значимости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Методика работы над именем прилагательным по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Система работы представляет собой определённую последовательность изучении материала, которая предполагает использование специально побранных упражнений. Система работы опирается на достижения и свойства методики обучения. Методической основой эффективности обучения русскому языку в решении задач о ...

Цель, задачи, этапы и организация формирующего эксперимента
По результатам нашего констатирующего эксперимента мы сделали вывод о необходимости проведения системы логопедических занятий по формированию атрибутивного словаря со старшими дошкольниками с ОНР Целью формирующего эксперимента является повышение уровня развития атрибутивного словаря у детей старше ...

Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
Выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших. Глухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве - до овладения речью. Если глухих детей не обу ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru