Образование как процесс

Страница 1

Образование как процесс - это движение от целей к результату, процесс субъектно-субъектного взаимодействия педагогов с воспитанниками, когда воспитанники в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается в активного субъекта педагогического взаимодействия. Характерной чертой образования является то, что оно интегрирует в себе:

— воспитание как общественное явление;

— педагогическую деятельность, преподавание (вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью обучаемых), воспитательная работа (организация воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач всестороннего развития личности);

— самообразование и самовоспитание личности.

Понятие "педагогический процесс" обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, выражает сущность этих явлений. Педагогический процесс — это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Сущностной характеристикой педагогического процесса является целостность как внутреннее единство его компонентов (основные категории и законы, цель и воспитательные ценности, связка педагог — воспитанники, содержание воспитания и обучения, учебно-воспитательные учреждения, диагностика, критерии эффективности).

Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Система образования намного сложнее любых других, более жестко детерминированных - технических, кибернетических, экономических и т.п. Система образования - это не замкнутая, жестко централизованная и упорядоченная система. Она - открытая система, способная к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутри самой системы.

Гуманистическая, личностно-ориентированная направленность современного образования усиливает такие его характеристики, как гибкость и динамичность. Структура образовательных учреждений России:

- Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детский ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) Общеобразовательные учреждения - государственные общеобразовательными школы, гимназии, лицеи. Имеют 3 ступени:

I ступень - начальная школа (3-4 года);

II ступень - основная школа (5 лет);

III ступень - средняя школа (2-3 года).

Ступени школы соответствуют 3 этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

Для обучающихся с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера.

Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования.

Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах.

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования. Начальное профессиональное образование получают в профессионально-технических и иных училищах. Среднее профессиональное образование получают в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (техникумах, училищах, колледжах).

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Содержание понятий «патриотизма» и «гражданственности»
Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789 - 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. «Патриот – это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, ...

Социально-педагогические предпосылки необходимости воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста
Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп. Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда. При этом у детей формируются п ...

Построение учебной деятельности. Материально-техническая база
Учебный процесс в Института социально-экономического развития организован в зданиях и помещениях в соответствии с договором аренды и договорами о безвозмездном пользовании. Для обеспечения комплексной подготовки выпускников по специальностям в Института имеются помещения, аудитории, кабинеты и лабо ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru