Педагогическая система А.С. Макаренко

Перспективы образования » История развития педагогики » Педагогическая система А.С. Макаренко

Антон Семенович Макаренко (1888—1939) — один из виднейших отечественных педагогов, всю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой (прак­тически осуществлял воспитательную работу в колонии для малолетних преступников, преобразовав ее в комму­ну, — этот педагогический опыт Макаренко описал в ли­тературных произведениях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях»). Макаренко смог разработать систе­му воспитания, которая отвечала задачам строительства нового общества. Он создал теорию воспитательного кол­лектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Макаренко разработал вопросы строе­ния и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, созда­ния воспитывающих традиций. Опыт творческого разви­тия личности в коллективе по методике Макаренко прин­ципиально важен для современной педагогической науки. Его педагогические находки — разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др. — имеют значение до сих пор. « .В краткой формуле сущность моего педагогического опыта можно сформулировать так: как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему», — писал Макаренко.

Макаренко подчеркивал решающее влияние социаль­ной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Он писал: «Дети не готовятся к труду и жизни . а живут и трудят­ся, мыслят и переживают, в к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обя­занности, включая право на радость и обязанность ответ­ственности». Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы. На­стоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь я работу. Для детского коллек­тива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. Макаренко научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного уч­реждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.

Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, является одним из важнейших элементов воспитания. Участие в производительном труде сразу меняет социальный статус ребенка, превращает его во «взрослого» гражданина. Идея соединения обучения с производительным трудом, причем производительный труд должен быть организован опреде­ленным образом, как часть воспитательного процесса, была реализована Макаренко на практике; этот опыт доказал, что самосознание детей получает огромный творческий импульс благодаря участию в производительном труде.

Макаренко разработал важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структуры семьи, ее культуры, ме­тодов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что вос­питать ребенка правильно легче, чем потом его перевос­питывать. Семья как коллектив, поведение родителей в конечном счете определяют успех воспитания детей. В «Книге для родителей» Макаренко показывает, что се­мья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязан­ностями, в том числе и ребенок. Личный пример родите­лей, их поступки, отношение к труду, к вещам, их отноше­ния между собой — все это влияет на ребенка, формиру­ет его личность. Родители должны проявлять к детям требовательную любовь и иметь в глазах детей заслужен­ный авторитет.

Педагогические открытия Макаренко послужили ос­новой для развития социальной педагогики, исправитель­но-трудовой педагогики. Он выступал против использова­ния для детей элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственно­го уклона.


Статьи о педагогике:

Обучение письму
Собственное письмо дошкольников с нарушенным слухом используется исключительно в целях фиксации слова в графическом коде. Первоначально дети воспринимали слова зрительно с табличек в целом виде (синтетически). Знакомые короткие слова они могут уже срисовать в 3 года. По мере продвижения детей в реч ...

Содержание понятий «патриотизма» и «гражданственности»
Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789 - 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. «Патриот – это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, ...

Психолого-педагогический аспект развития коммуникативных способностей младших школьников
В последние годы в науке все чаще стали обращаться к проблеме развития культуры общения младших школьников. Существуют вполне объективные объяснения этому факту. В первую очередь это связано с конкретными требованиями к современному человеку изменяющегося общества. В новых условиях появились реальн ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru