Изучение речевой готовности детей старшего дошкольного возраста

Перспективы образования » Речевая готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению » Изучение речевой готовности детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школе было проведено исследование. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5-7 лет на базе дошкольного образовательного учреждения «Ласточка».

Цель констатирующего эксперимента - определение уровня речевой готовности детей к школе.

Для выявления уровня речевого развития детей были выбраны следующие методики и задания:

Определение понятий.

Оценка пассивного словарного запаса.

Определение активного словаря.

Задание на проверку правильности произношения звуков.

Проверка сформированности грамматических систем.

Владение связной речью.

Составление карты-характеристики готовности детей к школьному обучению.

Констатирующий эксперимент реализовывался в следующей последовательности:

Методика 1. Определение понятий.

Пред началом диагностики предлагается следующая инструкция:

Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово «велосипед». Как бы ты его объяснил?

Результаты исследования занесены в таблицу 2.1.

Определение понятий

Таблица 2.1.

Наименование показателей

Дети 5-7 лет

Очень высокий

Высокий

4

Средний

4

Низкий

2

Очень низкий

Все дети с данным заданием справились. Однако такие слова как: объединять, шершавый, вывали у старших дошкольников затруднения.

Речевая активность ребенка предполагает общую активность в игре, быстрые речевые реакции в диалоге, быстрый выбор слов, интенсивное построение фразы. С целью проверки речевой активности ребенка, была предложена следующая методика.

Методика 2. Оценка пассивного словарного запаса.

В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагают те же самые наборы слов по 10 слов в каждом, что и в первой методике. Процедура проведения данной методики состоит в следующем. Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда – «велосипед» и предлагается из следующего ряда выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов зачитывается медленно с интервалом между каждым словом в 1 секунду. Во время прослушивания ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к услышанному.

Результаты исследования занесены в таблицу 2.2.

Развитие пассивного словарного запаса детей

Таблица 2.2.

Наименование показателей

Дети 5-6 лет

Очень высокий

 

Высокий

3

Средний

6

Низкий

1

Очень низкий

Проводя эту методику, заметно, что не все дети с первого раза сумели отыскать нужное слово, а иногда ребенок делал свой выбор, но этот выбор оказывался неправильным. Отсюда и такие результаты.

Внутренняя (мысленная) речь наиболее близка к внешней. Когда ребёнок составляет какой – либо текст, то он его формулирует «про себя», мысленно.

Проверка третьего показателя уровня речевой готовности – внешняя речь, то есть речь – общение. С этой целью была предложена третья методика

Методика 3. Определение активного словаря.

Детям предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы. Их просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, а затем анализируется. В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводными конструкциями, что свидетельствует об уровне развития его речи(см. таблицу 2.3.).

Определение активного словаря

Таблица 2.3.

Наименование показателей

Дети 5-6 лет

Очень высокий

 

Высокий

3

Средний

6

Низкий

1

Очень низкий

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Роль дидактических игр в повышении мотивации изучения математики
Повышение интереса к математике зависит, в большей степени, от того, насколько умело построена учебная работа. Особенно в V –VIII классах надо позаботиться о том, чтобы каждый учащийся работал активно и увлечённо. Для этого необходимо развить у учащихся чувство любознательности и познавательного ин ...

Обучение младших школьников навыкам самообслуживания
Обучение младших школьников простейшим навыкам самообслуживания проходит в семье младшего школьника и в процессе учебной и внеклассной работы в школе. Подробнее остановимся на этом направлении работы. Правильное воспитание заключается в том, чтобы постепенно привлекать школьников к посильной и разн ...

Социокультурный подход как средство повышения мотивации
В педагогике существует 2 тенденции погружения учащихся в инокультуру: 1. без опоры на культуру родного языка; 2. с опорой на культуру родного языка. Минимальными необходимыми условиями для осуществления социокультурного образования являются: · междисциплинарная интеграция культуроведческих сведени ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru