Изучение речевой готовности детей старшего дошкольного возраста
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школе было проведено исследование. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5-7 лет на базе дошкольного образовательного учреждения «Ласточка».
Цель констатирующего эксперимента - определение уровня речевой готовности детей к школе.
Для выявления уровня речевого развития детей были выбраны следующие методики и задания:
Определение понятий.
Оценка пассивного словарного запаса.
Определение активного словаря.
Задание на проверку правильности произношения звуков.
Проверка сформированности грамматических систем.
Владение связной речью.
Составление карты-характеристики готовности детей к школьному обучению.
Констатирующий эксперимент реализовывался в следующей последовательности:
Методика 1. Определение понятий.
Пред началом диагностики предлагается следующая инструкция:
Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово «велосипед». Как бы ты его объяснил?
Результаты исследования занесены в таблицу 2.1.
Определение понятий
Таблица 2.1.
|  
 Наименование показателей  |   
 Дети 5-7 лет  |  
|  
 Очень высокий  |  |
|  
 Высокий  |   
 4  |  
|  
 Средний  |   
 4  |  
|  
 Низкий  |   
 2  |  
|  
 Очень низкий  |  
Все дети с данным заданием справились. Однако такие слова как: объединять, шершавый, вывали у старших дошкольников затруднения.
Речевая активность ребенка предполагает общую активность в игре, быстрые речевые реакции в диалоге, быстрый выбор слов, интенсивное построение фразы. С целью проверки речевой активности ребенка, была предложена следующая методика.
Методика 2. Оценка пассивного словарного запаса.
В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагают те же самые наборы слов по 10 слов в каждом, что и в первой методике. Процедура проведения данной методики состоит в следующем. Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда – «велосипед» и предлагается из следующего ряда выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов зачитывается медленно с интервалом между каждым словом в 1 секунду. Во время прослушивания ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к услышанному.
Результаты исследования занесены в таблицу 2.2.
Развитие пассивного словарного запаса детей
Таблица 2.2.
|  
 Наименование показателей  |   
 Дети 5-6 лет  |  
|  
 Очень высокий  |  |
|  
 Высокий  |   
 3  |  
|  
 Средний  |   
 6  |  
|  
 Низкий  |   
 1  |  
|  
 Очень низкий  |  
Проводя эту методику, заметно, что не все дети с первого раза сумели отыскать нужное слово, а иногда ребенок делал свой выбор, но этот выбор оказывался неправильным. Отсюда и такие результаты.
Внутренняя (мысленная) речь наиболее близка к внешней. Когда ребёнок составляет какой – либо текст, то он его формулирует «про себя», мысленно.
Проверка третьего показателя уровня речевой готовности – внешняя речь, то есть речь – общение. С этой целью была предложена третья методика
Методика 3. Определение активного словаря.
Детям предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы. Их просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, а затем анализируется. В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводными конструкциями, что свидетельствует об уровне развития его речи(см. таблицу 2.3.).
Определение активного словаря
Таблица 2.3.
|  
 Наименование показателей  |   
 Дети 5-6 лет  |  
|  
 Очень высокий  |  |
|  
 Высокий  |   
 3  |  
|  
 Средний  |   
 6  |  
|  
 Низкий  |   
 1  |  
|  
 Очень низкий  |  
Статьи о педагогике:
Особенности использования драматической литературы для активизации познавательного
интереса на уроках литературного чтения в начальных классах
	 Построить процесс обучения невозможно без знания индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявлени ...
	
Методика работы над именем прилагательным по системе развивающего обучения
Л.В. Занкова
	 Система работы представляет собой определённую последовательность изучении материала, которая предполагает использование специально побранных упражнений. Система работы опирается на достижения и свойства методики обучения. Методической основой эффективности обучения русскому языку в решении задач о ...
	
Организация коллективной трудовой деятельности
	 Главный аргумент Макаренко в пользу труда, как движителя воспитания, был тот, что нельзя построить правильные межличностные отношения без постоянной трудовой сплочённости и взаимной рабочей ответственности коллектива. «Это правильное отношение состоит не только в том, что каждый человек отдает свои ...
	
Меню
- Главная
 - Воспитание трудолюбия дошкольников
 - История развития педагогики
 - Физическая культура в младших классах
 - Детская и юношеская субкультуры
 - Развитие женского образования в России
 - Психология и педагогика
 - Перспективы образования
 

