Изучение речевой готовности детей старшего дошкольного возраста
4. Задание на проверку правильности произношения звуков.
Для проверки правильности звукопроизношения детей попросили самостоятельно назвать приведенные им картинки. Самостоятельность их называния важна потому, что при повторении этих же самых слов вслед за взрослым ребенок часто произносит звуки более отчетливо, что может привести к неправильному заключению о состоянии его звукопроизношения.
Большинство детей с заданием справились, но были дети, которые в процессе обследования делали звуковые замены. Вывод заключается в том, что у таких детей необходимо устранять такие замены. (Следует отметить, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее, чем к 5 – 6 годам).
5. Проверка сформированности грамматических систем.
Для проверки детям предложили выполнить следующие задания:
образование множественного числа имен существительных.
Детям предлагалось назвать приведенные им картинки по типу: лампа – лампы.
по аналогии с предыдущим заданием образовать множественное число от предложенных имен существительных.
согласование прилагательных с существительными.
Детям предложили добавить к каждому данному существительному прилагательные высокий и зеленый (по типу «море синее и глубокое»).
согласование существительных с числительными.
Детям предложили закончить каждое из прочитанных нами словосочетаний, например: четыре дома, а пять…(домов).
6. Владение связной речью.
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли.
Ребёнку предлагают по опорным словам составить рассказ.
7. Составление карты-характеристики готовности к обучению в школе (см. таблицу 2.4.).
Карта-характеристика готовности к обучению в школе
Таблица 2.4.
Параметры |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Психологическая и социальная готовность (произвольная беседа с ребенком) | |||
1. желание учиться в школе |
да |
не знает |
нет |
2. учебная мотивация |
осознает важность и необходимость учения |
привлекает внешняя сторона учения |
цели учения не осознаются |
3. умение вести себя адекватно |
легко вступает в контакт, правильно воспринимает си-туацию, ведет себя адекватно |
контакт и общение затруднены |
плохо вступает в контакт, плохо понимает ситуацию |
4. отношения со взрослым |
может обратиться с просьбой к взрослому, прислушивается к замечаниям, старается их выпол-нить |
контакт со взрос-лыми затруднен |
трудности в общении со взрослыми, не реагирует на замечания |
5. конфликтность |
не провоцирует конфликты, не бьет первым |
провоцирует конфликты |
очень конфликтен |
6. самоконтроль |
поддерживает опрятный внешний вид, контролирует движения тела, свои эмоции |
трудности с самоконтролем |
не соблюдает принятые в группе правила поведения и общения |
7. организованность поведения |
да |
недостаточно |
нет |
Речевая готовность | |||
8. фонематический слух |
говорит без оши-бок, понимает сложные речевые конструкции |
есть нарушения в звукопроизношении |
речевые нарушения |
9. мелкие мышцы рук |
легко копирует незнакомый текст |
копирование текста вызывает серьезные трудности |
не может скопи-ровать текст |
10. пространственная ориентация, координация движений |
подвижен, ловок |
недостаточно ловок |
неуклюж |
11. координация в системе глаз - рука |
правильно пере-носит простейший графический образ |
незначительные искажения |
грубые искажения |
12. объем зрительного восприятия |
норма |
ниже средних показателей возрастной группы |
намного ниже средних показателей |
13. развитие речи |
речь содержательна, выразительна, грамматически правильна |
затруднения в поиске слов для выражения мыслей |
односложные ответы, в речи много ошибок |
Развитие познавательной деятельности (беседа) | |||
14. кругозор |
развернутые и конкретные представления о мире (время года, страна, свой город и т.д.) |
знания ограничены непосредственно окружением |
знания ограничены и бессистемны |
15. развитие познавательной активности |
любознателен, активен, не нуждается в дополнительных стимулах |
узкий круг интересующих вопросов |
низкий уровень активности, требуется постоянная стимуляция |
16. сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения) |
понимает скрытый смысл предметов, легко обобщает, сравнивает |
при выполнении требуется помощь педагога |
требуется обучающая помощь педагога |
17. произвольность деятельности |
удерживает цель, намечает план |
удерживает цель, намечает план, но много отвлекается |
хаотичен, не доводит дело до конца |
18. контроль и темы деятельности |
много успевает, видит ошибки |
мало успевает, исправляет ошибки |
не видит своих ошибок, мало успевает |
19. кратковременная память (зрительная, слуховая) |
более 50% |
50% |
менее 50% |
Статьи о педагогике:
Диагностика уровня сформированности творческих способностей
младших школьников
Для изучения творческих способностей детей младшего школьного возраста на базе МАОУ СОШ №31 города Ишима Тюменской области был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 2 «Е» и 2 «А» классов в количестве 22 человека. 2 «Е» составил экспериментальную группу, 2 «А» контрольную (по ...
Методика изучения параллельности прямых и плоскостей
Содержание: определения параллельных и скрещивающихся прямых в пространстве, теорема о существовании и единственности прямой, проходящей через данную точку параллельно данной прямой, транзитивность параллельности прямых, параллельность прямой и плоскости (определение и признак), параллельность плос ...
Содержание образования как средство развития мотивации
В соответствии с тематикой моего исследования обратимся к рассмотрению двух основных категорий дидактики процесса обучения и его основных компонентов, из которых наибольший интерес для нас представляет содержание образования
. Понятие процесса обучения исследовалось такими учеными как: Бабанский Ю. ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования