Речевая готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению
Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков и составляют языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.
Речь детей дошкольного возраста получила в науке название детская речь. В настоящее время осуществляется интенсивное изучение детской речи как особого феномена. Результаты ее исследования представляются важными для лингвистики, психологии и педагогики.
Исследования детской речи должны иметь, прежде всего, практическую направленность: необходимо разрабатывать и совершенствовать методологию, методику и технологию развития речи детей как важного фактора формирования речевой готовности детей к школьному обучению.
Различным аспектам детской речи посвящены исследования В.И. Логинова, Д.Б. Эльконина, Е.М., Струниной, В.И. Яшиной, Е.И. Тихеевой, Н.П. Ивоновой, Ж. Кабан, О.С. Ушаковой, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич.
Речевая готовность к школьному обучению предполагает:
завершённость формирования звукопроизношения и фонематического слуха;
сформированность лексико-грамматических категорий;
достаточный объём пассивного и активного словаря;
связность и контекстность речи;
наличие навыков общения с взрослыми и сверстниками.
Цель исследования: теоретически изучить особенности познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста и разработать систему дидактических игр, направленных на формирование речевой готовности.
Объект исследования: образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: речевая готовность детей к школьному обучению.
Гипотеза исследования: речевая готовность детей старшего дошкольного возраста достигнет более высокого уровня если:
рассмотрены особенности познавательно-речевого развития;
определена структура психолого-педагогической готовности к школе
изучены особенности речевой готовности детей старшего дошкольного возраста;
предложена система игр и упражнений, направленных на развитие речи и расширение представлений об окружающем мире в структуре комплексных занятий.
разработаны методические рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей.
Задачи исследования:
рассмотреть компоненты речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста;
изучить особенности речевой готовности детей старшего дошкольного возраста;
предложить систему игр и упражнений, направленных на развитие речи и расширение представлений об окружающем мире в структуре комплексных занятий.
разработать методические рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи дошкольников.
Наблюдение за речевой деятельностью дошкольников.
Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанных комплексных занятий с использованием дидактических игр.
Практическая значимость: работы заключается в усовершенствовании методических приемов по развитию речи дошкольников.
- Особенности познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста
- Речевая готовность детей к школьному обучению
- Роль игровой деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
- Изучение речевой готовности детей старшего дошкольного возраста
- Система дидактических игр повышающих речевую готовность детей
- Методические рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей
Статьи о педагогике:
Выборочный анализ поэтического произведения как комплексный подход к его пониманию
В учении об особенностях поэтического языка заложен фундамент, на котором держится весь русский формальный метод. Русский литературный язык, по происхождению своему чужеродный, настолько проник в толщу народа, что уравнял с собой многое в народных говорах, зато литература начала проявлять любовь к ...
Роль природы в экологическом воспитании дошкольников
В «Программе воспитания в детском саду» предусмотрено всестороннее развитие детей – физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. В процессе деятельности детей: игре, учебе, труде – формируется личность ребенка. Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, ко ...
Содержание образования как средство развития мотивации
В соответствии с тематикой моего исследования обратимся к рассмотрению двух основных категорий дидактики процесса обучения и его основных компонентов, из которых наибольший интерес для нас представляет содержание образования
. Понятие процесса обучения исследовалось такими учеными как: Бабанский Ю. ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования