Речевая готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Перспективы образования » Речевая готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков и составляют языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.

Речь детей дошкольного возраста получила в науке название детская речь. В настоящее время осуществляется интенсивное изучение детской речи как особого феномена. Результаты ее исследования представляются важными для лингвистики, психологии и педагогики.

Исследования детской речи должны иметь, прежде всего, практическую направленность: необходимо разрабатывать и совершенствовать методологию, методику и технологию развития речи детей как важного фактора формирования речевой готовности детей к школьному обучению.

Различным аспектам детской речи посвящены исследования В.И. Логинова, Д.Б. Эльконина, Е.М., Струниной, В.И. Яшиной, Е.И. Тихеевой, Н.П. Ивоновой, Ж. Кабан, О.С. Ушаковой, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич.

Речевая готовность к школьному обучению предполагает:

завершённость формирования звукопроизношения и фонематического слуха;

сформированность лексико-грамматических категорий;

достаточный объём пассивного и активного словаря;

связность и контекстность речи;

наличие навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Цель исследования: теоретически изучить особенности познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста и разработать систему дидактических игр, направленных на формирование речевой готовности.

Объект исследования: образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: речевая готовность детей к школьному обучению.

Гипотеза исследования: речевая готовность детей старшего дошкольного возраста достигнет более высокого уровня если:

рассмотрены особенности познавательно-речевого развития;

определена структура психолого-педагогической готовности к школе

изучены особенности речевой готовности детей старшего дошкольного возраста;

предложена система игр и упражнений, направленных на развитие речи и расширение представлений об окружающем мире в структуре комплексных занятий.

разработаны методические рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей.

Задачи исследования:

рассмотреть компоненты речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста;

изучить особенности речевой готовности детей старшего дошкольного возраста;

предложить систему игр и упражнений, направленных на развитие речи и расширение представлений об окружающем мире в структуре комплексных занятий.

разработать методические рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи дошкольников.

Наблюдение за речевой деятельностью дошкольников.

Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанных комплексных занятий с использованием дидактических игр.

Практическая значимость: работы заключается в усовершенствовании методических приемов по развитию речи дошкольников.


Статьи о педагогике:

Формирование лексических навыков
Различные данные позволяют выделить в лексическом навыке следующие компоненты: а) Слуховые и речевые следы от самого слова в их соотнесенности: благодаря последней осуществляется слуховой контроль за «формальной» правильностью слова. б) Соотнесенность слуховых и речедвигательных следов слова со зри ...

Принципы построения системы контроля
К системе контроля предъявляются определеннее требование и при ее по­строении следует придерживаться основных принципов. Объективность — является основным требованием и принципом для организации контроля. Она заключается в том, что система контроля должна быть дружественной по отношению к учащимся. ...

Совместная игровая деятельность дошкольников как средство развития взаимоотношений
Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с трех-четырех лет. К этому времени у ребенка появляются новые потребности, новые мотивы деятельности, связанные с осознанием своих отношений со взрослыми. У ребенка появляется желание активно участвовать в общественной жизни. После трех лет, о ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru