Роль игровой деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
В психологической и педагогической литературе имеется не мало исследований игр детей (Н.Н. Алексариной, С.Л. Новоселовой, Н.Н. Полагиной и др.). Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются внешние формы, в частности сюжетно-ролевая игра.
На третьем году жизни ребёнок начинает стремиться к реализации игровой цели. Действия постепенно обобщаются, становятся условными. В играх появляется «роль в действии». В этом возрасте ребенок начинает действовать с воображаемыми предметами: кормит куклу несуществующей конфетой.
Так же на третьем году жизни развиваются взаимоотношения детей в игре. С начала они возникают по неигровому поводу – место или игрушки, привлекающие ребенка. Потом у детей, продолжающих играть в одиночку, формируется умение играть с игрушками, проявлять интерес к деятельности сверстников и подражание их действиям.
В конце третьего – начало четвертого года жизни возникают взаимодействия с ровесниками по поводу ролевого действия, качества его выполнения, достигнутого результата.
Таким образом, складываются и предпосылки сюжетно-ролевой игры, которые интенсивно развивается в дошкольном возрасте, а уже в старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра - основной вид самостоятельной деятельности.
Сюжетно-ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роль (функции) взрослых и в обобщенной форме (в специально создаваемых игровых условиях) воспроизводят деятельность взрослых и отношений между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы.
Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой деятельности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальные взаимодействие взрослых.
На основе глубоко изучения игры детей 3-7 лет Д.Б. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня ее развития.
Первый уровень развития игры.
Центральным содержанием игры этого уровня является главным образом действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры.
Роли здесь фактически есть, но они определяются действием, а не определяют его сами. Как правило, роли не называются, да и дети не называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли.
Действия здесь однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Игра, ее действие, ограничена только актами кормления, которые логически не перерастают в другие, следующие за ними действия, так же как и не предваряются другими действиями.
Второй уровень развития игры.
Основным содержание игры, как и на предыдущем уровне, остается действие с предметом. Но в нем на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному.
Роли детьми называются. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью.
Логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется и выходит за пределы какого-либо одного типа действий.
Третий уровень развития игры.
Основным содержанием игры становится выполнение действий, вытекающих из роли, среди которых начинают выделяться специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры.
Статьи о педагогике:
Упражнения, применимые к развитию устной речи
В системе упражнений для обучения аудированию можно выделить две группы. Одна из них включает в себя упражнения, направленные на отработку отдельных составляющих элементов деятельности. Такие упражнения развивают механизмы аудирования, фонетический и интонационный слух, вырабатывают навыки узнавани ...
Этапы формирования понятия «химическая реакция»
В силу того, что понятие химическая реакция является достаточно сложным и многогранным, сформировать полное представление обо всех его сторонах, раскрыть всю его философскую сущность невозможно за короткий промежуток времени. Более того, данное понятие формируется на протяжении всего курса обучения ...
Инклюзивное образование: понятие, сущность,
особенности
Как уже отмечено во введении, в нашей стране накоплен небольшой опыт технологий инклюзии. В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования. С. Н. Сорокоумова, кандидат психологических наук, доцент, в своем исследовании дает определение инклюзивному образов ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования