Роль игровой деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Перспективы образования » Речевая готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению » Роль игровой деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Страница 5

Дидактические игры можно проводить на занятиях со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком. Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игры.

Разнообразны и задачи, ставящиеся в дидактических играх. Так, например, в игре «Узнай по голосу» стоит задача развития у детей фонематического слуха; в игре «Из чего сделаны вещи?» детям даются представления о том, из каких материалов изготовлены окружающие предметы, воспитывается бережное отношение в вещам. В число игр, любимых детьми старшего дошкольного возраста входят шашки, предполагающие выполнение значительного количества правил. Здесь требуются не только интеллектуальные, но и волевые и нравственные качества.

Игра – не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту. В игре, как в ведущем виде деятельности дошкольников, активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых до самых сложных.

Обобщив особенности развития детей старшего дошкольного возраста, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются:

достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание;

у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать;

его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей;

особенности развития звуковых и смысловых компонентов речевой деятельности.

В речевом развитии детей старшего дошкольного возраста наблюдается совершенствование звукопроизношения, фонематических процессов, смысловых компонентов речевой деятельности: связности, последовательности, логичности речевых высказываний. Развитие речи происходит взаимосвязано с развитием мышления, то есть обогащается словарь детей, появляется умение делать выводы. Формирующиеся нравственные качества и предложения соотносятся с выбором языковых средств, с уровнем коммуникативной компетентности, с развитием коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Развитие речи в дошкольном возрасте идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.

В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью:

к 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму;

развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития;

развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка и синтаксического. Усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря позволяют им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Методика «Цветопись»
Цель: Изучение эмоционального состояния. Необходимый материал: Круг, разделенный на 8 секторов и цветные карандаши (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный) Инструкция: Раскрась любым карандашом части круга. Обработка результатов: Подсчитывается число секторов, закрашенных цв ...

Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству
С целью совершенствования творческого потенциала подростков нами был разработаны занятия по фотоискусству. Фотография является одним из действенных методов, так как позволяет подростку работать с визуальными образами, в которых происходит соединение объективного и субъективного, реального и нереаль ...

Примерная образовательная карта раздольненского района Автономной Республики Крым
Возможная рубрикация учебных заведений по признаку реализуемых профильных направлений профилей обучения Таблица 1 наименование учебного заведения фамилия, имя, отчество директора адрес, телефон/факс условия приема профиль, специализация профильные предметы, спецкурсы, курсы по выбору организация до ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru