Роль игровой деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка.
Логика и характер действий играющего определяются взятой им на себя ролью. Действия становятся разнообразными. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к партнеру по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, но иногда прорываются и обычные в неигровые отношения.
Нарушение логики действия опротестовывается.
Четвертый уровень развития игры.
Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Эти действия явно выступают на фоне всех действий, связанных с выполнением роли.
Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении всей игры ребенок ведет только одну линию поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит явно ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.
Действия развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают богатство действия лица, изображаемого ребенком.
Нарушение логики действий и правил отвергается, отказ от нарушений мотивируется не просто ссылкой на реальную действительность, но указанием на рациональность правил.
Д.Б. Эльконин, рассмотрел структуру сюжетно-ролевой игры, показал, что центральным компонентом ее выступает роль – соответствующий принятым в обществе нормам, правилам, способ поведения людей в различных ситуациях.
У старших дошкольников количество выполняемых ролей расширяется примерно до десяти, с которых 2-3 становятся любимыми. Ролевое поведение регулируется правилами, которые составляют центральное ядро роли. Ребенок действует не так, как хочет, а так, как надо. Выполняя роль, он сдерживает свои непосредственные побуждения, поступается личными желаниями и демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки.
Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка показывает, на сколько глубоко оно освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Именно роль придает правилу смысл, наглядно показывает дошкольнику необходимость следования ему и создает возможности контроля за этим процессом. Невыполнение правил приводит к распаду игры. В старшем дошкольном возрасте правила становятся осознанными, открытыми. Ребенок сознательно выполняет правила, объясняя следования им необходимостью.
А.В. Запорожец писал: «Особое значение имеют психические изменения, происходящие в игре…которые заключаются не в переходе отдельных действий из материального в идеальный, умственный план, а в формирование у ребенка на основе внешней игровой деятельности самого того умственного плана, в развитии способности создавать систему обобщенных, типичных образов окружающих предметов и явлений и затем совершать различные их мысленные преобразования, подобные тем, которые совершались реально с материальными объектами.
В сюжетно-ролевой игре ребенок осуществляет символизацию (замещение) двух видов. Во-первых, он переносит действие с одного предмета на другой при переименовании предмета, что выступает средством моделирования человеческих действий. Во-вторых, он берет на себя роль взрослого при воспроизведении смысла человеческой деятельности по средствам обобщенных и сокращенных жестов, что выступает как средство моделирования социальных отношений.
Статьи о педагогике:
Уровень сформированности культуры речи у детей, поступивших в 1 класс
Первым этапом нашей опытно-экспериментальной работы было определение уровня сформированности культуры речи у детей, поступивших в 1 класс. С этой целью мы провели ряд замеров в двух первых классах. В качестве экспериментального мы выбрали 1 «Б» класс. В качестве контрольного - 1 «А» класс. В 1 «А» ...
Методика воспитания силовой выносливости
Существенное влияние на содержание и методику силовой подготовки спортсмена оказывает также характер требований, предъявляемых спортивной специализацией к его выносливости, особенно в видах спорта, отличающихся большой продолжительностью соревновательных упражнений. Главное место в силовой подготов ...
Воспитание выносливости
Выносливостью называют способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Известно, что утомление выполняет защитную функцию в организме и ведет к временному снижению работоспособности задолго до истощения работающих органов и систем. В любой деятельности человека участвует организм в ц ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

