Роль игровой деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Перспективы образования » Речевая готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению » Роль игровой деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Страница 4

Большое место в жизни детей старшего дошкольного возраста занимают и собственно игры с правилами. Они возникают из ролевых игр с воображаемой ситуацией. Их изучению были посвящены работы А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Ф.И. Фрадкиной.

Их содержанием является не роль и не игровая ситуация, а правила и задачи. Развитие этого вида игры и заключается во все большем выделении и осознании игровой задачи. Выделяют две группы таких игр: для первой группы характерно, что правило дается ребенку взрослым; для второй – правила передаются по традиции от одного поколения детей к другому.

Большую группу игр с правилами составляют подвижные игры. В зависимости от того, как соотносится в них сюжетно-ролевое содержание и правило.

В старшем дошкольном возрасте в 5-6 лет значительно увеличивается (по сравнению с младшим дошкольным возрастом) число подвижных игр. Ведущее место в 6-7 лет занимают подвижные игр с правилами без сюжета. К концу дошкольного детства происходит выделение исходных правил, в игре никак не связанных с сюжетом.

К играм с правилами относятся не только подвижные, но и дидактические игры. Сущность заключается в том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные взрослыми в занимательной и игровой форме. Их цель – содействовать формированию познавательной активности ребенка. Дидактическую игру используют не только как средство закрепления знаний, но и как одну из форм обучения.

Дидактическая игра включает в себя несколько компонентов: содержание, игровые действия, правила, дидактическую задачу. Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

В разной литературе авторы дают разную классификацию дидактических игр, группируя по разным признакам.

Например:

Игры с использованием предметов, игрушек и картинок.

Игры – типа «угадай, что изменилось». Проводят во всех возрастных группах, но в зависимости от возраста детей ставятся разные задачи. С помощью этих игр можно закреплять название предметов; пространственные ориентировки (ближе, дальше); части речи; предлоги; название цветов и т.д.

Игры – типа «чудесный мешочек» используются во всех возрастных группах. В младшей группе дети достают предмет и называют его. В средней группе дети на ощупь определяют предметы. В старшей и подготовительной группах дают более сложные и качественные предметы (деревянные, пластмассовые, из губки, из ваты); дети должны описать предмет, загадать загадку, придумать рассказ.

Игры с куклой. Основная цель этих игр – закрепление с детьми последовательности бытовых процессов (умывание, раздевание принятие пищи и т.д.). Также воспитание в детях культуры общения: «Кукла мама пришла в гости», «Напои кукол чаем», «Уложи кукол спать». Такие игры проводятся в младших группах по продолжительности как целое занятие.

Также в детских садах используются дидактические игры на различение каких-нибудь деталей, на различение или сравнение каких-либо признаков, свойств: «Что одинаковое, что разное», «У кого какой предмет». Цель таких игр научить детей различать сходные предметы, правильно их называть, определять их назначение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Начальное физкультурное образование школьников
Проблема готовности ребенка к школе всегда актуальна. Современные исследования показывают, что 30-40 % детей приходят в 1 класс неготовыми к обучению. У них недостаточно сформированы такие компоненты готовности, как социальный, психологический, эмоционально-волевой. Для того чтобы определить уровен ...

Применение фольклора в патриотическом воспитании старших дошкольников
«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народ ...

Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению
Кружковая работа по краеведческой литературе в школе находит большее распространение среди старшекласс­ников. Однако при должном руководстве в среднем звене она также вызывает интерес учащихся и приводит к ощутимым результатам. Кружок литературных краеведов объединяет уча­щихся средних или старших ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru