Роль игровой деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Не мало важное значение для развития игровой деятельности имеют предметы – атрибуты. Они помогают ребенку взять на себя роль, спланировать и развернуть сюжет, создать игровую ситуацию. Они как бы обеспечивают внешние условия для реализации роли, облегчая ребенку ролевое поведение. В старшем дошкольном возрасте ребенок все меньше нуждается во внешних атрибутах, потому что такой опорой становятся представления о функциях взрослых.
На протяжении старшего дошкольного возраста развивается и такой особый вид игрового действия, как обозначение игрового пространства. На этапе первоначального освоения детьми игровой деятельности взрослые, как правило, стремятся оформить, предметно обозначить их игровое пространство. С развитием же игры, со смещением центра тяжести на роль и ролевые отношения или события игровое пространство, как отмечает Н.Я. Михайленко, начинает замещаться и ограничиваться все более условными средствами. Но при использовании такого рода замещения дети всегда сопровождают его словесным обозначением. От предметного к условному, вербальному – таково направление в развитии этого игрового действия.
Широкое использование в процессе игровой деятельности вербального замещения знаменует собой спад сюжетно-ролевой игры и переход к другим формам игровой активности (игра-фантазия, игра с правилами).
С усложнением игры к шестилетнему возрасту увеличивается состав ее участников, значительно возрастает и продолжительность существования игровых объединений. Еще до начала игры дети предварительно ее планируют, распределяют роли, подбирают необходимые игрушки, а в ходе игры постоянно контролируют действия друг друга, критикуют, подсказывают, как должен вести себя определенный персонаж, чего не наблюдается у малышей.
Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжет и содержание сюжета сферы действительности, которая моделируется детьми в игре. А, следовательно, выбор сюжета всегда опирается на определенные знания. Именно по этому на протяжении всего дошкольного возраста игры в «семью» являются любимыми для детей, т.к. они сами ежедневно вовлечены в подобные отношения, а значит, имеют о них наиболее полное представление.
Обобщение – обязательное условие совместной игры. Здесь нужно действовать сообща – договориться о теме, правилах игры, распределить роли. В процессе общения проявляются, устанавливаются, развиваются взаимоотношения ребенка с партнерами по игре. У старших дошкольников ярко выражено стремление к совместной со сверстниками игре, они склонны согласиться выполнять не привлекательную роль только ради того, чтобы войти в игровое объединение. Они способны сдержать свои личные желания и подчиняться требованиям других детей. В выборе партнеров для совместных игр дошкольник и опирается на свои симпатии, выделяет ценимые в сверстнике нравственные качества, игровые умения. Не мало важное значение имеет наличие у сверстника привлекательных игровых предметов.
Второй вид отношений, возникающих в игре составляют реальные отношения. Реальные отношения противоречат игровым. Чем старше ребенок, тем чаще конфликт между ролевыми и реальными отношениями разрешается в пользу последних. Реальные отношения в игре не менее важны, чем ролевые. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит ребенка перед необходимостью выбрать, сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнера, что приводит к развитию коммуникативных умений: действовать сообща, умение выслушать другого, умение выразить логично, точно, понятно свои идеи, пожелания.
Статьи о педагогике:
Особенности изображения человека или животных в детских
рисунках, лепке
Образы, создаваемые детьми средней группы мало отличаются от того, что делают дети во второй младшей группе. Формы, которые они лепят или рисуют, продолжают оставаться неопределенными, во время занятий по замыслу темы неустойчивы, хотя более осмысленны. Неустойчивость задуманных тем можно объяснить ...
Формы организации учащихся в режиме учебного дня
Физическое воспитание в школах полного дня осуществляется в традиционных формах его организации, решая те же задачи, что и в обычной школе. Однако условия и режим работы школы позволяют более эффективно реализовать возможности всех форм физического воспитания на основе преемственности содержания кл ...
Развитие пассивного словаря
Исследователи выделяют разное количество этапов в становление речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования