Перспективы Болонского процесса

Страница 1

В отношении сложившейся ситуации среди российских экспертов существуют две точки зрения. Часть экспертов пессимистически оценивают перспективы Болонского процесса в России. Они высказывают опасения, что процесс не будет доведен до конца и постепенно, после вовлечения в него небольшой передовой части вузов, будет заброшен.

Эксперты, придерживающиеся этой позиции, считают, что, вступая в международные многосторонние инстанции, организации и процессы, Россия на самом деле пытается обойти их правила, интерпретировать и приспособить под себя, под свою национальную специфику. Пример тому сохранение специалитета.

Другая часть экспертов близка к неофункционалистскому подходу, сформулированному в конце 950-х гг. Э. Хаасом и акцентирующему внимание на динамике процесса и эффекте самомножителя.

Суть его такова: однажды начавшийся процесс задает тренд, создает импульсы и побудительные мотивы для его последующей самореализации, продолжения и интенсификации, что в итоге ведет к качественным изменениям.

Болонский процесс прочно вошел в российский политический и экспертный дискурс об образовании; вносятся изменения в национальное законодательство для интеграции этих норм; созданы рабочие группы; проходят регулярные встречи экспертов; принимаются планы действий; вводится график и назначаются сроки выполнения; каждые два года готовятся национальные доклады; осуществляется мониторинг качества подготовки, привлечения студентов и т.д.

Как любой процесс, имеющий свой график и отчетность, Болонский процесс является затягивающим механизмом для стран-участниц. Вопрос уже не в том, за или против болонских инструментов и принципов, а в том, как применить их наилучшим образом. Даже если рекомендации БП не являются юридически обязывающими документами и их применение зависит от доброй воли государств-участников, они имеют определенный моральный вес и предполагают соблюдение достигнутых договоренностей. В целом можно выделить два положительных эффекта от вступления России в БП.

Во-первых, получен дополнительный внешний стимул для внутренних реформ. В какой-то мере можно провести параллель со вступлением России в ВТО: независимо от незавершенности процесса на сегодняшний день, он уже дал результат во многих сферах.

Для России Болонский процесс - стимул для введения в сфере образования контроля качества, независимого и внешнего аудита, прозрачности и борьбы с теневой экономикой. Необходимость находить решения таких проблем, как преподавание на английском языке, модернизация обучения преподавателей, улучшение связки высшее образование - наука в результате даст положительный внутренний эффект.

Во-вторых, существует и внешний положительный эффект, который касается отношений России и ЕС. Хотя Болонский процесс в строгом смысле слова не является составной частью acquis communautaire, он может рассматриваться как процесс принятия европейских правил, выработанных на более высоком, чем национальный, уровне. По мнению некоторых экспертов-экономистов, не будучи интегрированной, Россия уже живет в экономической сфере по европейским часам, приняв правила и нормы, соответствующие данному направлению.

Кроме институциональных аспектов, Болонский процесс является важным каналом диалога между обществами. Укрепление европейского измерения, постепенная демократизация мобильности, возможность пройти часть обучения в другой стране призваны способствовать лучшему пониманию друг друга, распространению общих ценностей, повышению доверия, которого сегодня так не хватает российско-европейским отношениям.

Согласно недавнему опросу агентства Рейтор, из 52 представителей российской правящей элиты (президентская администрация, дума, полномочные представители президента в регионах и т.д.), только 8 прошли обучение за рубежом. БП тесно связан и с другими сферами отношений Россия - ЕС. Эта ниточка потянет за собой остальные. Конечной целью объединения образовательного пространства является интеграция европейского рынка труда, устранение барьеров, препятствующих мобильности людей.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Шестой показатель ППО - его актуальность и перспективность
Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций: в какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед ОУ (социальный заказ), для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы; какие про ...

Педагогика как наука
Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки лишь при ус­ловии выделения специфического предмета исследований. Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализу­емая в условиях тех и ...

Из истории проектного метода
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столе­тия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образова­нии, разработанными американским философом и педагогом Д ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru