Перспективы Болонского процесса

Страница 1

В отношении сложившейся ситуации среди российских экспертов существуют две точки зрения. Часть экспертов пессимистически оценивают перспективы Болонского процесса в России. Они высказывают опасения, что процесс не будет доведен до конца и постепенно, после вовлечения в него небольшой передовой части вузов, будет заброшен.

Эксперты, придерживающиеся этой позиции, считают, что, вступая в международные многосторонние инстанции, организации и процессы, Россия на самом деле пытается обойти их правила, интерпретировать и приспособить под себя, под свою национальную специфику. Пример тому сохранение специалитета.

Другая часть экспертов близка к неофункционалистскому подходу, сформулированному в конце 950-х гг. Э. Хаасом и акцентирующему внимание на динамике процесса и эффекте самомножителя.

Суть его такова: однажды начавшийся процесс задает тренд, создает импульсы и побудительные мотивы для его последующей самореализации, продолжения и интенсификации, что в итоге ведет к качественным изменениям.

Болонский процесс прочно вошел в российский политический и экспертный дискурс об образовании; вносятся изменения в национальное законодательство для интеграции этих норм; созданы рабочие группы; проходят регулярные встречи экспертов; принимаются планы действий; вводится график и назначаются сроки выполнения; каждые два года готовятся национальные доклады; осуществляется мониторинг качества подготовки, привлечения студентов и т.д.

Как любой процесс, имеющий свой график и отчетность, Болонский процесс является затягивающим механизмом для стран-участниц. Вопрос уже не в том, за или против болонских инструментов и принципов, а в том, как применить их наилучшим образом. Даже если рекомендации БП не являются юридически обязывающими документами и их применение зависит от доброй воли государств-участников, они имеют определенный моральный вес и предполагают соблюдение достигнутых договоренностей. В целом можно выделить два положительных эффекта от вступления России в БП.

Во-первых, получен дополнительный внешний стимул для внутренних реформ. В какой-то мере можно провести параллель со вступлением России в ВТО: независимо от незавершенности процесса на сегодняшний день, он уже дал результат во многих сферах.

Для России Болонский процесс - стимул для введения в сфере образования контроля качества, независимого и внешнего аудита, прозрачности и борьбы с теневой экономикой. Необходимость находить решения таких проблем, как преподавание на английском языке, модернизация обучения преподавателей, улучшение связки высшее образование - наука в результате даст положительный внутренний эффект.

Во-вторых, существует и внешний положительный эффект, который касается отношений России и ЕС. Хотя Болонский процесс в строгом смысле слова не является составной частью acquis communautaire, он может рассматриваться как процесс принятия европейских правил, выработанных на более высоком, чем национальный, уровне. По мнению некоторых экспертов-экономистов, не будучи интегрированной, Россия уже живет в экономической сфере по европейским часам, приняв правила и нормы, соответствующие данному направлению.

Кроме институциональных аспектов, Болонский процесс является важным каналом диалога между обществами. Укрепление европейского измерения, постепенная демократизация мобильности, возможность пройти часть обучения в другой стране призваны способствовать лучшему пониманию друг друга, распространению общих ценностей, повышению доверия, которого сегодня так не хватает российско-европейским отношениям.

Согласно недавнему опросу агентства Рейтор, из 52 представителей российской правящей элиты (президентская администрация, дума, полномочные представители президента в регионах и т.д.), только 8 прошли обучение за рубежом. БП тесно связан и с другими сферами отношений Россия - ЕС. Эта ниточка потянет за собой остальные. Конечной целью объединения образовательного пространства является интеграция европейского рынка труда, устранение барьеров, препятствующих мобильности людей.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Влияние глобализации на образование в современном мире
Влияние глобализации на образование обусловлен следующими факторами: · Перенос на социальную сферу в целом и на образование в частности неолиберальной идеологии, которая характерна для глобальной экономики; · Развитие НТП и информационных технологий, что объективно обуславливают возможность интегра ...

Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста
Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующе ...

Анализ практического опыта формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий
Нами был проанализирован практический опыт педагогов по проблеме формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий. Подробнее остановимся на наиболее интересных формах, методах и средствах. На уроках трудового обучения в 1-3 классах должен быть заложен фундамент обще ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru