Содержание образования как средство развития мотивации

Страница 1

В соответствии с тематикой моего исследования обратимся к рассмотрению двух основных категорий дидактики процесса обучения и его основных компонентов, из которых наибольший интерес для нас представляет содержание образования

.

Понятие процесса обучения исследовалось такими учеными как: Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Занков Л.В., Лернер И.Я., Скаткин М.Н. и др. Большинство из них считает, что процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования учеников.

Процесс обучения призван осуществлять 3 функции – образовательную, воспитательную и развивающую.

Образовательная функция предполагает обретение учащимися научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков.

Воспитательная функция призвана формировать у учащихся мировоззрение, нравственные и эстетические взгляды и убеждения, нормы поведения и деятельности в обществе.

Развивающая функция несёт за собой развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области.

Одним из компонентов процесса обучения является содержание образования.

Это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственный способностей школьников, формирование их мировоззрения, подготовку к общественной жизни. В содержании образования включаются все элементы социального опыта, накопленного человечеством. Содержание образования в школах и других образовательных учреждениях определяется государственными учебными планами, учебными программами и учебниками по изучению предмета.

Каждое новое поколение должно овладеть способами использования всего того, что оставлено в наследство прежними поколениями, а также уже известными способами изменения унаследованного, которые вместе с тем создают возможность творить новые способы деятельности.

Лернер И.Я. обращает внимание на подход к анализу культуры, имеющий значение для достижения дидактических целей. Суть его рассуждений сводится к тому, что вся культура как совокупность материальных и духовных ценностей является продуктом общественной практической деятельности человечества и каждого человека в отдельности.

Деятельностный подход к культуре отвечает специфике дидактики и вообще педагогики, находящей в культуре свой особый предмет исследования.

Лернер И.Я. выделяет 4 элемента социального

опыта

:

1. Добытые обществом знания о природе, обществе, технике, обеспечивающие применение знаний и преобразование действительности;

2. Приобретенный индивидами опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера;

3. Опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности;

4. Опыт эмоционально-ценностного отношения людей к миру, друг к другу, опыт эмоциональной воспитанности, предполагает знания о нормах, отношения и навыки в соблюдении этих норм.

Все перечисленные элементы социального опыта взаимообусловлены. Умения без знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на определенном содержательном материале знаний и умений. Усвоение этих элементов социального опыта позволит человеку не просто «вписываться» в систему, но и быть в состоянии изменить её.

Интересна концепция содержания образования Скаткина М.Н Он тоже выделяет 4 вида содержания образования . Они полностью совпадают с содержанием образования Лернера И. Я., однако автор отождествляет понятия «культура» и «социальный опыт» и считает их тем источником, откуда черпается содержание образования. По его мнению, содержание социальной культуры, взятое в целом, недостаточно, чтобы определить содержание школьного образования. Необходимо в рамках культуры найти более детальные источники для формирования содержания образования. При этом следует различать источники содержания образования и факторы, влияющие на его конкретное наполнение.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Влияние субкультуры на социальное воспитание личности
Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация соц ...

Психологические особенности дошкольников
За последние годы возрастной порог начала обучения английскому языку все больше снижается. Как правило, ребенок четырех лет считается уже вполне подготовленным к занятиям, некоторые родители стремятся отдать в группы английского языка трехлетних детей. Как к этому относиться, и какой возраст считат ...

Психолого-возрастные особенности младшего школьного возраста
Рассмотрим психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста, которые определяют в свою очередь и специфику технологий обучения иностранному языку. Зарубежными исследователями наиболее часто цитируются следующие качества, присущие детям младшего школьного возраста: низкая конц ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru