Содержание образования как средство развития мотивации
В соответствии с тематикой моего исследования обратимся к рассмотрению двух основных категорий дидактики процесса обучения и его основных компонентов, из которых наибольший интерес для нас представляет содержание образования
.
Понятие процесса обучения исследовалось такими учеными как: Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Занков Л.В., Лернер И.Я., Скаткин М.Н. и др. Большинство из них считает, что процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования учеников.
Процесс обучения призван осуществлять 3 функции – образовательную, воспитательную и развивающую.
Образовательная функция предполагает обретение учащимися научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков.
Воспитательная функция призвана формировать у учащихся мировоззрение, нравственные и эстетические взгляды и убеждения, нормы поведения и деятельности в обществе.
Развивающая функция несёт за собой развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области.
Одним из компонентов процесса обучения является содержание образования.
Это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственный способностей школьников, формирование их мировоззрения, подготовку к общественной жизни. В содержании образования включаются все элементы социального опыта, накопленного человечеством. Содержание образования в школах и других образовательных учреждениях определяется государственными учебными планами, учебными программами и учебниками по изучению предмета.
Каждое новое поколение должно овладеть способами использования всего того, что оставлено в наследство прежними поколениями, а также уже известными способами изменения унаследованного, которые вместе с тем создают возможность творить новые способы деятельности.
Лернер И.Я. обращает внимание на подход к анализу культуры, имеющий значение для достижения дидактических целей. Суть его рассуждений сводится к тому, что вся культура как совокупность материальных и духовных ценностей является продуктом общественной практической деятельности человечества и каждого человека в отдельности.
Деятельностный подход к культуре отвечает специфике дидактики и вообще педагогики, находящей в культуре свой особый предмет исследования.
Лернер И.Я. выделяет 4 элемента социального
опыта
:
1. Добытые обществом знания о природе, обществе, технике, обеспечивающие применение знаний и преобразование действительности;
2. Приобретенный индивидами опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера;
3. Опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности;
4. Опыт эмоционально-ценностного отношения людей к миру, друг к другу, опыт эмоциональной воспитанности, предполагает знания о нормах, отношения и навыки в соблюдении этих норм.
Все перечисленные элементы социального опыта взаимообусловлены. Умения без знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на определенном содержательном материале знаний и умений. Усвоение этих элементов социального опыта позволит человеку не просто «вписываться» в систему, но и быть в состоянии изменить её.
Интересна концепция содержания образования Скаткина М.Н Он тоже выделяет 4 вида содержания образования . Они полностью совпадают с содержанием образования Лернера И. Я., однако автор отождествляет понятия «культура» и «социальный опыт» и считает их тем источником, откуда черпается содержание образования. По его мнению, содержание социальной культуры, взятое в целом, недостаточно, чтобы определить содержание школьного образования. Необходимо в рамках культуры найти более детальные источники для формирования содержания образования. При этом следует различать источники содержания образования и факторы, влияющие на его конкретное наполнение.
Статьи о педагогике:
Методы и направления развития творческого потенциала подростков
средством фотоискусства
Положительное воздействие фотографии на личность и ее отношение с окружающим миром могут проявляться как при самостоятельных занятиях, так и при создании и обсуждении фотоснимков совместно со специалистом (преподавателем, психологом,) и между других учащихся. Искусство фотографии само по себе много ...
Организация работы по обучению созданию портретной зарисовки
1. Подготовленность речи. Другой важный параметр в жанровой характеристике портретной зарисовки – особенности высказывания, как известно, портретная зарисовка в письменной форме – полностью подготовленный текст. Адресант тщательно продумывает содержание. Устный же текст может быть частично подготов ...
Организация совместной трудовой деятельности младших школьников
Трудовая деятельность младших школьников является одним из видов воспитывающей деятельности. Её целью является формирование отношения младших школьников к труду, творчеству, к науке, книге, учению. Трудовая деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления. В ней развиваются мыслит ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

