Методические рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей

Перспективы образования » Речевая готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению » Методические рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей

Страница 1

Основными задачами обучения в подготовительной группе для детей со средним и низким уровнем речевой готовности в детском саду стали:

формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

формирование звукопроизношения;

формирование навыков дифференциации звуков;

формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости слога;

формирование звукослогового анализа и синтеза слова;

развитие лексики, грамматического строя и связной речи;

подготовка к обучению грамоте;

развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания);

совершенствование пространственно – временных ориентировок;

развитие мелкой моторики рук;

развитие изобразительно – графических способностей.

В основе занятий по развитию речи с детьми лежат комплексность и игровые приёмы. Комплексным подходом с использованием игровых приёмов занимались О.С.Ушакова, Ф.А.Сохина, А.И.Максимова, Г.А.Тумакова, А.И.Максаков, Г.А.Каше.

При организации фронтальных занятий у дошкольников использовался комплексно-игровой метод. Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Для достижения поставленных целей использовались разнообразные методические приёмы, которые носят развивающий характер.

Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматривались задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, то есть осуществлялась подготовка к обучению грамоте. Всё это, благодаря специфике детского организма, легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы.

Организационно-сюжетная основа фронтальных занятий может быть беспредельно разнообразной. Некоторые варианты организации занятий с использованием:

сказочных сюжетов;

элементов фольклора;

воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

литературных персонажей;

известных и придуманных игр;

элементов сюжетно-дидактической игры;

сюжетных и пейзажных картин;

специально изготовленных пособий – рисунков, коллажей, мозаик, панно;

настольно-печатных игр;

сюжетов и героев мультфильмов.

Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:

развитию всех компонентов речи;

формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

развитию познавательных процессов;

развитию творческих способностей детей;

воспитанию нравственно-эстетических чувств.

Структура фронтальных занятий по развитию речи включает элементы:

оргмомент;

сообщение темы занятия;

произношение изучаемых звуков в слогах, слоговых сочетаниях; в словах;

физминутка;

работа над предложением;

обучение элементам грамоты;

итог занятия.

Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные:

задания на развитие функции языкового анализа и синтеза;

подготовка к обучению грамоте;

лексико-грамматические задания;

физпаузы (взаимодействие речи и движений);

- голосовые, дыхательные, мимические упражнения;

имитация движений и действий;

творческие задания;

словотворчество;

упражнение на развитие познавательных процессов;

стихи, диалоги.

Для решения этих задач важен принцип подбора речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий, второй – поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки и картинки. В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрируется, а если и выставляется, то только после называния слов детьми. Здесь фонематические представления детей, базирующиеся на ранее известных образах предметов, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей. Проводятся игры на развитие слухового внимания: «Узнай инструмент», «Слушай и делай», «Делай как скажу, а не как покажу», «Будь внимателен», «Подскажи словечко», «Послушай и сделай», «Дятел», «Какое слово отличается от других?», «Четвёртый лишний», «Определи на слух самое короткое слово», «Какие пары слов похожи по звучанию?». (49)

Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда, пища и т.д.), способствует развитию логической памяти. А применение речевого материала – слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова), - развивает слуховое восприятие. Проводятся игры «Угадай звук в слове?», «Определи место звука в слове?»

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Анализ программы развития коммуникативных способностей младших школьников на уроке риторики
Взрослые обычно не испытывают трудностей в общении с детьми когда необходимо просто показать, как использовать ножницы или объяснить, насколько опасны машины, но намного сложнее общаться, когда в действие вступают чувства ребенка или ваши собственные. И поэтому создание программы по развитию коммун ...

Содержание внеклассной работы по русскому языку
Одним из нейтральных вопросов организации внеклассной работы по русскому языку является определение ее содержания. В соответствии с принципом связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого по программе. Наряду с этим на вне ...

Воспитание и обучение в Киевском государстве
Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к XI веку. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу: «Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru