Методические рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей

Перспективы образования » Речевая готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению » Методические рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей

Страница 2

Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе ведётся работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить одно и то же слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов.

Зрительная память и внимание хорошо развиваются в играх «Что изменилось?», «Кто спрятался?», «Кто стоял или сидел между ними?», «Кто улетел?»

Языковый анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая ведётся на каждом занятии. Задания вводятся в разные части задания – там, где это вызовет наибольший интерес у детей.

Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собирают рассыпанные» звуки или, наоборот, их «рассыпают», сопровождая действием. Составление схем слов из цветовых символов чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. На более поздних этапах работы дети отгадывают ребусы и кроссворды.

Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувства созвучия, рифмы.

Развитие связной речи способствует запланированное или экспромтное построение сюжета занятия. По ходу занятия дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций. Решение проблемных ситуаций направлено на формирование логических умозаключений

Организуется пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий.

Педагогам необходимо помнить, что словарный запас старшего дошкольного возраста должен быть не менее 2000 слов. В нем должны присутствовать все основные части речи, обобщающие слова (типа одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи .).

Грамматической системой словоизменения ребенок обычно овладевает к четырем годам (сад, саду, сады .), а системой словообразования – к семи годам. При словообразовании меняется значение слова (сад, садик, садовник, посадки, посадил, саженцы).

Важно, чтобы ребенок умел активно пользоваться словами, строить из них предложения, ясно выражать мысли.

С целью проверки состояния связной речи можно попросить ребенка рассказать, что он видит на картинке. Для овладения связной речью следует научить ребенка давать полный ответ на вопрос, вызывать у ребенка желание о чем-то рассказывать, расспрашивать о важных для него событиях, слушать внимательно и направлять сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию. Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых является планом рассказа и не дает уклониться в сторону.

Для упражнений в рассказывании используют пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу, составление рассказа по концу.

Все приведенные здесь способы проверки речи доступны для педагога, они помогут избежать многих проблем при достижении речевой готовности.

Для исследования словарного запаса применяются следующие приемы:

название предметов, относящихся к различным группам, например: известные ему цветы, деревья, виды транспорта .;

нахождение общих названий для группы однородных предметов (чашка, стакан, блюдце – посуда), можно показать картинки, ребенок перечисляет предметы и называет общее слово;

подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый (лимон);

подбор действий к предмету (птица ., уж ., собака .);

кто чем занимается: повар ., ученик .;

подбор предметов к действию: лает ., мяукает .;

подбор слов, близких по значению: храбрый – смелый, хороший – приятный;

подбор слов противоположного значения: белый – черный, хороший – плохой;

можно проверить понимание ребенком переносных значений. Для этого объясняются значения выражений:

золотое сердце

злой язык

короткая память .

Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствует развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Образовательная система в колонии
В своем опыте Макаренко успешно соединял умственный труд с физическим, осуществляя одно из основных положений марксистской педагогики. Коммунары впоследствии, как известно, четыре часа в младших и пять часов в старших классах учились в общеобразовательной школе, а четыре часа работали на производст ...

Основные задачи говорения на начальном этапе
Общие умения, свидетельствующие о взаимодействии различных видов речевой деятельности, Гальскова Н.Д. рассматривает на сенсорно-перцептивном уровне, формирование которого происходит на начальном этапе. Например, умения: 1) соотносить акустические (при слушании и говорении) и зрительные (при чтении ...

Поэтический текст как предмет и средство обучения
Одним из эффективных приемов в обучении иностранному языку является несомненно, использование поэтического текста, потому что этот прием в первую очередь способствует такому важному фактору как интерес к предмету. Задача учителя добиться, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. Именно здесь ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru