Традиционные представления о результате обучения в школе – «обученности»
образовательный результат оценивание грамотность
Обученность — одно из существенных качеств школьника, отражающее его способность оперировать знаниями и умениями при решении теоретических и практических задач, которые приобретаются им в действиях над конкретным учебным материалом. И чем больше пройдет через его сознание и практику разнообразного по содержанию и форме учебного материала в изменяющихся ситуациях деятельности, тем эта способность будет богаче умениями, прочнее обобщением и тем мобильнее она будет проявляться в его деятельности.
Обученность (в узком смысле слова) — это способность школьника применять усвоенные знания для выполнения конкретного учебного задания и достигать определенного темпа деятельности.
Традиционные представления о результате обучения подразумевают под собой овладение знаниями, умениями, навыками.
В настоящее время в школьной практике используется пятибалльная шкала оценивания результатов обучения детей. Шкала эта несовершенна – к такому выводу приходят учителя, ученые-педагоги, учащиеся и их родители.
Ее недостатки в большой степени объясняются тем, что она ориентируется на оценку знаний, умений навыков как результатов обучения школьников. Кроме того, пятибалльная шкала оценивания базируется на неких интуитивно сформулированных в педагогике нормативных требованиях к оцениванию на «5», «4», «3», «2» и «1», не подкрепленных представлениями о структуре результата обучения.
К недостаткам пятибалльной оценочной шкалы относятся необъективность оценивания, создание условий для формирования у учителя ошибочных стереотипных представлений об учениках как об «отличниках», «хорошистах», «троечниках» и «двоечниках». Шкала антигуманна по отношению к ученику, получившему по ней балл, отличный от «5», - в этом случае результат оценивания требует санкций, наказания (ученик недоучил, недостаточно хорошо работал и т.д.). По сути, в этом случае учитель оценивает «незнание» ученика, сравнивая уровень предъявленных им знаний с неким «эталоном» (стандартом или с ответом «отличника»), - шкала «не работает» на развитие ребенка. Оценивание учащегося по этой шкале не мотивирует его на изучение материала.
Следует отметить, кроме того, что отметка «1» давно запрещена и не выставляется учителями. Выставление отметки «2» ученику тоже не приветствуется администрацией школы. Подобное положение сложилось вследствие идеологизации философии образования 1940-х гг., основным постулатом которой было положение о том, что советский человек — строитель коммунизма — образец во всем, в том числе и в учении, а значит, может и обязан иметь только высокие оценки своего труда. Такая установка приносила и продолжает приносить неприятности многим поколениям наших граждан, поскольку само по себе условие практически невыполнимо хотя бы потому, что все люди обладают различными задатками, способностями и мотивацией. Результатом этого явился тот факт, что в настоящее при оценивании учитель использует, по сути, трехбалльную шкалу, - этой шкалы ему явно не хватает, что приводит к выставлению таких отметок, как «отметка («5», «4», «3») с минусом» (варианты: «с двумя минусами», с «плюсом» и пр.).
Статьи о педагогике:
Образцы склонения прилагательных
Склонение прилагательных с основой на парно-твердую согласную (твердая разновидность). Единственное число Мужской род Средний род И. нов-ый молод-ой нов-ое молод-ое Р. нов-ого молод-ого Д. нов-ому молод-ому В. нов-ый и нов-ого молод-ой и молод-ого нов-ое молод-ое Тв. нов-ым молод-ым Пр. (о) нов-ом ...
Письменная речь на уроках русского как иностранного. Чтение и письмо
Письменная речь – вид речевой деятельности, который связан с умением излагать информацию в письменной форме. "Основная функция письменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми, когда непосредственное о ...
Характеристика психолого-педагогического сопровождения деятельности
воспитателя инклюзивной группы на 2 этапе
2 Этап психолого-педагогического сопровождения – преобразования и поиска наиболее рациональных методов и приёмов психолого- педагогического сопровождения Осваивая все новые функции: сначала патронажного воспитателя, затем воспитателя инклюзивной группы, консультанта по семейным вопросам, воспитател ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования