Традиционные представления о результате обучения в школе – «обученности»

Перспективы образования » Оценивание результатов обучения в школе » Традиционные представления о результате обучения в школе – «обученности»

Страница 1

образовательный результат оценивание грамотность

Обученность — одно из существенных качеств школьника, отражающее его способность оперировать знаниями и умениями при решении теоретических и практических задач, которые приобретаются им в действиях над конкретным учебным материалом. И чем больше пройдет через его сознание и практику разнообразного по содержанию и форме учебного материала в изменяющихся ситуациях деятельности, тем эта способность будет богаче умениями, прочнее обобщением и тем мобильнее она будет проявляться в его деятельности.

Обученность (в узком смысле слова) — это способность школьника применять усвоенные знания для выполнения конкретного учебного задания и достигать определенного темпа деятельности.

Традиционные представления о результате обучения подразумевают под собой овладение знаниями, умениями, навыками.

В настоящее время в школьной практике используется пятибалльная шкала оценивания результатов обучения детей. Шкала эта несовершенна – к такому выводу приходят учителя, ученые-педагоги, учащиеся и их родители.

Ее недостатки в большой степени объясняются тем, что она ориентируется на оценку знаний, умений навыков как результатов обучения школьников. Кроме того, пятибалльная шкала оценивания базируется на неких интуитивно сформулированных в педагогике нормативных требованиях к оцениванию на «5», «4», «3», «2» и «1», не подкрепленных представлениями о структуре результата обучения.

К недостаткам пятибалльной оценочной шкалы относятся необъективность оценивания, создание условий для формирования у учителя ошибочных стереотипных представлений об учениках как об «отличниках», «хорошистах», «троечниках» и «двоечниках». Шкала антигуманна по отношению к ученику, получившему по ней балл, отличный от «5», - в этом случае результат оценивания требует санкций, наказания (ученик недоучил, недостаточно хорошо работал и т.д.). По сути, в этом случае учитель оценивает «незнание» ученика, сравнивая уровень предъявленных им знаний с неким «эталоном» (стандартом или с ответом «отличника»), - шкала «не работает» на развитие ребенка. Оценивание учащегося по этой шкале не мотивирует его на изучение материала.

Следует отметить, кроме того, что отметка «1» давно запрещена и не выставляется учителями. Выставление отметки «2» ученику тоже не приветствуется администрацией школы. Подобное положение сложилось вследствие идеологизации философии образования 1940-х гг., основным постулатом которой было положение о том, что советский человек — строитель коммунизма — образец во всем, в том числе и в учении, а значит, может и обязан иметь только высокие оценки своего труда. Такая установка приносила и продолжает приносить неприятности многим поколениям наших граждан, поскольку само по себе условие практически невыполнимо хотя бы потому, что все люди обладают различными задатками, способностями и мотивацией. Результатом этого явился тот факт, что в настоящее при оценивании учитель использует, по сути, трехбалльную шкалу, - этой шкалы ему явно не хватает, что приводит к выставлению таких отметок, как «отметка («5», «4», «3») с минусом» (варианты: «с двумя минусами», с «плюсом» и пр.).

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Функции и задачи дидактических игр при обучении иностранному языку
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ученик при этом говорит на иностранном язык ...

Творческие способности: сущность, структура и основные характеристики
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Развитие творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. В сознании творческие спосо ...

Своеобразие познания детьми дошкольного возраста окружающего мира
Нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста еще далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения. При нарушении привычных условий жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения. Бурные эмоции у ребенка, суетливость, обилие дви ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru