Традиционные представления о результате обучения в школе – «обученности»
образовательный результат оценивание грамотность
Обученность — одно из существенных качеств школьника, отражающее его способность оперировать знаниями и умениями при решении теоретических и практических задач, которые приобретаются им в действиях над конкретным учебным материалом. И чем больше пройдет через его сознание и практику разнообразного по содержанию и форме учебного материала в изменяющихся ситуациях деятельности, тем эта способность будет богаче умениями, прочнее обобщением и тем мобильнее она будет проявляться в его деятельности.
Обученность (в узком смысле слова) — это способность школьника применять усвоенные знания для выполнения конкретного учебного задания и достигать определенного темпа деятельности.
Традиционные представления о результате обучения подразумевают под собой овладение знаниями, умениями, навыками.
В настоящее время в школьной практике используется пятибалльная шкала оценивания результатов обучения детей. Шкала эта несовершенна – к такому выводу приходят учителя, ученые-педагоги, учащиеся и их родители.
Ее недостатки в большой степени объясняются тем, что она ориентируется на оценку знаний, умений навыков как результатов обучения школьников. Кроме того, пятибалльная шкала оценивания базируется на неких интуитивно сформулированных в педагогике нормативных требованиях к оцениванию на «5», «4», «3», «2» и «1», не подкрепленных представлениями о структуре результата обучения.
К недостаткам пятибалльной оценочной шкалы относятся необъективность оценивания, создание условий для формирования у учителя ошибочных стереотипных представлений об учениках как об «отличниках», «хорошистах», «троечниках» и «двоечниках». Шкала антигуманна по отношению к ученику, получившему по ней балл, отличный от «5», - в этом случае результат оценивания требует санкций, наказания (ученик недоучил, недостаточно хорошо работал и т.д.). По сути, в этом случае учитель оценивает «незнание» ученика, сравнивая уровень предъявленных им знаний с неким «эталоном» (стандартом или с ответом «отличника»), - шкала «не работает» на развитие ребенка. Оценивание учащегося по этой шкале не мотивирует его на изучение материала.
Следует отметить, кроме того, что отметка «1» давно запрещена и не выставляется учителями. Выставление отметки «2» ученику тоже не приветствуется администрацией школы. Подобное положение сложилось вследствие идеологизации философии образования 1940-х гг., основным постулатом которой было положение о том, что советский человек — строитель коммунизма — образец во всем, в том числе и в учении, а значит, может и обязан иметь только высокие оценки своего труда. Такая установка приносила и продолжает приносить неприятности многим поколениям наших граждан, поскольку само по себе условие практически невыполнимо хотя бы потому, что все люди обладают различными задатками, способностями и мотивацией. Результатом этого явился тот факт, что в настоящее при оценивании учитель использует, по сути, трехбалльную шкалу, - этой шкалы ему явно не хватает, что приводит к выставлению таких отметок, как «отметка («5», «4», «3») с минусом» (варианты: «с двумя минусами», с «плюсом» и пр.).
Статьи о педагогике:
Основные подходы к исследованию проблемы молодежной субкультуры
Субкультура неразрывно связана и производна от общей культуры. Культура общества выступает здесь как единство в многообразии, подчеркивается ее принципиально плюралистический, вариативный характер. Социологи делают акцент на связь субкультуры с определенной социальной группой людей, например, " ...
Психические особенности младшего школьника и психолого-педагогические основы
организации учебного процесса
При организации внеклассной работы в начальных классах учитель должен учитывать психологические особенности младших школьников. Это поможет ему не только грамотно построить учебный процесс, но и способствовать наиболее качественному усвоению детьми учебного материала. Ведущим видом деятельности в м ...
Социально – психологические проблемы формирования правосознания у
подростков
Правосознание человека не возникает с момента рождения. Оно формируется по мере взросления в течение всей жизни человека. Процесс формирования правосознания тесным образом связан с появлением у лица правосубъектности, представляющей собой совокупность правоспособности, дееспособности и деликтоспо ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

