Традиционные представления о результате обучения в школе – «обученности»

Перспективы образования » Оценивание результатов обучения в школе » Традиционные представления о результате обучения в школе – «обученности»

Страница 2

К традиционным средствам оценки, используемым в настоящее время в общеобразовательных школах Российской Федерации относятся опрос на уроке, письменная контрольная (самостоятельная) работа, диктант, сочинение, практическая или лабораторная работа, устный зачет, экзамен.

Опрос учитель осуществляет, используя различные его формы: опрос при проверке домашнего задания, письменный индивидуальный опрос по карточкам, контрольный письменный опрос (по истории, географии, биологии, иностранным языкам, МХК, информатике и т.д.), устный опрос у доски перед изучением нового материала или при повторении, устный счет, словарный диктант и т.д. Как правило, при опросе оценивается усвоение школьниками изученного материала при выполнении задания на дом.

Проведение письменной контрольной работы (математика, химия, физика, иностранные языки и т.д.) заранее намечается учителем при тематическом планировании. Как правило, она проводится по вариантам, чаще всего, двум. В последнее время учителя делают попытки индивидуализации заданий, внося в каждый вариант задания по выбору учащихся (пониженной и повышенной трудности), за выполнение каждого их которых предусмотрена соответствующая оценка в баллах. Иногда на контрольной работе ученик получает индивидуальный ее вариант (карточку). При этом оцениваются умения ребят использовать полученные знания (в виде понятий, представлений, теорий, законов, правил, теорем, орфограмм и т.д.) для выполнения типовых заданий (задач).

Письменная самостоятельная работа, чаще всего, проводится на уроках математики и русского языка при закреплении или повторении изученного материала. Оценивается успешность усвоения изученного на уроке материала при выполнении типовых заданий.

Диктант учителя проводят на уроках русского языка, литературы, математики (математический диктант), истории, географии, биологии, химии, физики. Сочинение – на уроках литературы. Оценивается уровень усвоения (различение, запоминание, понимание) изученного на уроке (или при выполнении задания на дом) материала.

Практические и лабораторные занятия проводятся на уроках биологии, химии, физики, географии. Оцениваются освоенные детьми элементарные практические умения и навыки.

Устный зачет проводится при или по завершении изучения курса (в этом случае зачет проводится в конце учебного года) или темы в 5-11-х классах, когда перед учителем встает проблема установить уровень обученности учащихся. Учитель должен учесть, что таких уровней может быть, по крайне мере, три, причем, каждый из последующих включает в себя элементы предыдущего:

- воспроизводящий уровень, когда учащийся может описать учебную информацию, сформулировать готовое определение, применить известные ему приемы деятельности, выполнить задание по образцу;

- конструктивный уровень, который предполагает преобразование учащимися имеющихся знаний и умений; учащийся владеет навыками переноса знаний и умений в измененные ситуации, в которых он видит аналогичные элементы предыдущих ситуаций;

- творческий уровень предполагает овладение учащимися новыми приемами и способами действий в ходе учебно-познавательной деятельности, т. е. ученик может применять знания и умения в новых, неизвестных ранее ситуациях; данный уровень характеризуется творческим мышлением, проявляющимся в специфическом видении различных явлений, в преодолении и замене стереотипных явлений и суждений оригинальными, необычными, достаточно обоснованными.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Диагностика уровня сформированности творческих способностей младших школьников
Для изучения творческих способностей детей младшего школьного возраста на базе МАОУ СОШ №31 города Ишима Тюменской области был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 2 «Е» и 2 «А» классов в количестве 22 человека. 2 «Е» составил экспериментальную группу, 2 «А» контрольную (по ...

Развитие пассивного словаря
Исследователи выделяют разное количество этапов в становление речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой ...

Возрастной подход в воспитании
1. Возрастной подход в воспитании предполагает учет и использование закономерностей формирования и развития конкретного человека (физиологических, психических, психологических, социальных и др.), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru