Методические рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей
«Составь описание»
Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый . помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт . гранат».)
«Придумай рассказ»
Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.
Закончи фразу:
Подушка мягкая, а скамейка . (жесткая).
Пластилин мягкий, а камень . (твердый).
Ручей мелкий, а речка . (глубокая).
Ягоды смородины мелкие, а клубники . (крупные).
Кашу варят густую, а суп . (жидкий).
Лес густой, а иногда . (редкий).
После дождя земля сырая, а в солнечную погоду . (сухая).
Покупаем картофель сырой, а едим . (вареный).
Купили свежий хлеб, а на другой день он стал . (черствый).
Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется.
Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный)?
Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)
Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)».
Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, излагать свои мысли. В тоже время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Во-первых, в связанной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общение).
Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связанной речи. Во-вторых, в связанной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития.
Для развития коммуникационных навыков используется большое многообразие видов игр: словесные игры, дидактические, сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, режиссерские, театральные, игры-драматизации, народные, хороводные, развивающие, игры с готовым содержанием и правилами, подвижные и спортивные развлечения.
В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, связанная монологическая речь. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности неизбежно ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится более связанной.
С помощью игр и игровых упражнений дети обогащают словарь производных слов, учатся активно использовать его в связной речи. Внимание ребенка акцентируется на речевой самоконтроль, критическое отношение к своей речи, стремление говорить правильно, способность к диалогическому общению.
Можно выделить ряд игр и упражнений, направленных на развитие навыков общения:
1. «Изобрази сказку».
Цель: формирование согласованности своих действий.
Играют ребенок и взрослый (или два ребенка). Ребенок задумывает какую-либо неизвестную сказку или мультфильм и пытается изобразить ее без слов. А взрослый должен догадаться, какая это сказка и что он изображает. Задание можно усложнить тем, что с помощью мимики и пантомимики изображать не только героев, но и вещи, которые им принадлежат.
В этой игре важно предварительно договориться о совместном показе сказки, а потом уже координировать свои действия друг с другом без слов.
2. «Составь рассказ».
Цель: развитие связной речи.
Ребенку предлагается составить рассказ на какую-нибудь тему, которую ему может предложить взрослый, или он выбирает ее сам. темы могут быть такими: «Я люблю, когда …», «Меня беспокоит …», «Когда я злой …», «Когда мне плохо …», «Когда меня обижают», «Что я не могу …», «Я боюсь …». Затем эти рассказы проиграть, причем в главной роли должен быть сам рассказчик. Вместе с детьми можно продумать пути выхода из этих ситуаций и тоже проиграть их.
3. Придумайте недостающую часть рассказа.
Цель: Упражнение помогает развитию у детей связной речи.
Инструкция: Ребенку показывают 4 картинки, которые связаны между собой. Ребенку предлагают разложить их по порядку (где видно начало, конец) и придумать рассказ. Вы придумали рассказ, а сейчас придумайте, что будет дальше. Наконец предъявляется 5 картинка и ребенок вместе со взрослым анализирует насколько правильно он связал все картинки единым сюжетом.
Статьи о педагогике:
Творческие способности: сущность, структура и основные
характеристики
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Развитие творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. В сознании творческие спосо ...
Петербургский воспитательный дом Дворец К.Г. Разумовского
2 (14) мая 1797 года император Павел I издал указ о передаче под покровительство императрицы Марии Федоровны и придании самостоятельного статуса Петербургскому воспитательному дому, открытому известным просветителем и педагогом И. И. Бецким. Воспитательный дом разместился в центре Санкт-Петербурга ...
Формирование правовых знаний слушателей в условиях реформирования образования
Во всем мире начиная с 60-х гг. ХХ столетия общественная формация вступила в этап перехода от постиндустриального общества к обществу знаний - обществу, экономика которого основана на знаниях. В настоящее время подчеркивание значения знаний в экономике будущего является одним из наиболее популярных ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования