Методические рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей

Перспективы образования » Речевая готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению » Методические рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей

Страница 4

«Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый . помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт . гранат».)

«Придумай рассказ»

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

Закончи фразу:

Подушка мягкая, а скамейка . (жесткая).

Пластилин мягкий, а камень . (твердый).

Ручей мелкий, а речка . (глубокая).

Ягоды смородины мелкие, а клубники . (крупные).

Кашу варят густую, а суп . (жидкий).

Лес густой, а иногда . (редкий).

После дождя земля сырая, а в солнечную погоду . (сухая).

Покупаем картофель сырой, а едим . (вареный).

Купили свежий хлеб, а на другой день он стал . (черствый).

Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется.

Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный)?

Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)

Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)».

Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, излагать свои мысли. В тоже время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Во-первых, в связанной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общение).

Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связанной речи. Во-вторых, в связанной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития.

Для развития коммуникационных навыков используется большое многообразие видов игр: словесные игры, дидактические, сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, режиссерские, театральные, игры-драматизации, народные, хороводные, развивающие, игры с готовым содержанием и правилами, подвижные и спортивные развлечения.

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, связанная монологическая речь. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности неизбежно ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится более связанной.

С помощью игр и игровых упражнений дети обогащают словарь производных слов, учатся активно использовать его в связной речи. Внимание ребенка акцентируется на речевой самоконтроль, критическое отношение к своей речи, стремление говорить правильно, способность к диалогическому общению.

Можно выделить ряд игр и упражнений, направленных на развитие навыков общения:

1. «Изобрази сказку».

Цель: формирование согласованности своих действий.

Играют ребенок и взрослый (или два ребенка). Ребенок задумывает какую-либо неизвестную сказку или мультфильм и пытается изобразить ее без слов. А взрослый должен догадаться, какая это сказка и что он изображает. Задание можно усложнить тем, что с помощью мимики и пантомимики изображать не только героев, но и вещи, которые им принадлежат.

В этой игре важно предварительно договориться о совместном показе сказки, а потом уже координировать свои действия друг с другом без слов.

2. «Составь рассказ».

Цель: развитие связной речи.

Ребенку предлагается составить рассказ на какую-нибудь тему, которую ему может предложить взрослый, или он выбирает ее сам. темы могут быть такими: «Я люблю, когда …», «Меня беспокоит …», «Когда я злой …», «Когда мне плохо …», «Когда меня обижают», «Что я не могу …», «Я боюсь …». Затем эти рассказы проиграть, причем в главной роли должен быть сам рассказчик. Вместе с детьми можно продумать пути выхода из этих ситуаций и тоже проиграть их.

3. Придумайте недостающую часть рассказа.

Цель: Упражнение помогает развитию у детей связной речи.

Инструкция: Ребенку показывают 4 картинки, которые связаны между собой. Ребенку предлагают разложить их по порядку (где видно начало, конец) и придумать рассказ. Вы придумали рассказ, а сейчас придумайте, что будет дальше. Наконец предъявляется 5 картинка и ребенок вместе со взрослым анализирует насколько правильно он связал все картинки единым сюжетом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Методы исследования профессионального самоопределения
Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Это делалось на протяжении нескольких тысячелетий педагогической деятельности с помощью методов, которые по нашим нынешним понятиям являются донаучными. И только в последние два столетия во всевозрастающ ...

Методика «Цветопись»
Цель: Изучение эмоционального состояния. Необходимый материал: Круг, разделенный на 8 секторов и цветные карандаши (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный) Инструкция: Раскрась любым карандашом части круга. Обработка результатов: Подсчитывается число секторов, закрашенных цв ...

Контроль знаний по информатике и икт
Контроль является одной из основных составляющих учебного процесса, и от его правильной организации на всех этапах обучения в конечном итоге зависит качество знаний учащихся. В свою очередь составляющими контроля являются: проверка результатов обучения (правильно или неправильно) и их изме­рение (в ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru