Методика обучения детей монологическому высказыванию

Перспективы образования » Обучение иноязычному монологическому высказыванию » Методика обучения детей монологическому высказыванию

Страница 1

Основной целью обучения говорению является развитие у детей способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных социально детерминированных ситуациях.

В качестве лингвистического компонента содержания обучения монологической речи ученые называют речевые образцы разного уровня от простого предложения до связного монологического высказывания - текста.

В методической литературе нет единого мнения по поводу уровневого характера монологических высказываний. Исследователи говорят о трех уровнях монологической речи - одного предложения, связного высказывания и свободной речи. Предложенная классификация базируется на количественных принципах (объем высказывания, лексико-грамматическое разнообразие.) и качественных характеристиках (глубина раскрытия, логичность, завершенность, оценочность суждений.).

Исследователи предлагают следующие уровни монологического высказывания (в основу классификации положены критерии - количество и качество иллюстративных опор, количество и качество смысловых вех - главных мыслей в монологическом высказывании, количество и качество производного языкового материала):

P уровень одного предложения, конечным продуктом которого является элементарное монологическое высказывание

Предложение может считаться, монологом, если оно содержит законченную мысль. Смысловые вехи элементарного монологического высказывания заключены в словах, главных членах предложения.

P уровень минимального монологического высказывания, конечный продукт которого составляет монологическое высказывание определенного функционально-смыслового типа - описание, повествование (рассказ), рассуждение (одна смысловая веха в объеме предложения и производный языковой материал, необходимый и достаточный для уточнения идеи, заложенной в главном предложении).

P уровень развернутого монологического высказывания, сообщение текстового уровня (несколько смысловых вех и производный языковой материал).

Брандес М.П. говорил, что в реальном общении человек пользуется так называемой контаминированной речью, являющейся не тематическим соединением разных речевых форм, а их внутренним скрещиванием, но в учебных условиях представляется целесообразным говорить об учебном описании, повествовании и рассуждении.

По мнению Е.И. Мотиной, описание есть способ изложения, который представляет собой характеристику предметов, явлений или частей в статическом состоянии.

Для него характерно простое нанизывание предложений в порядке их логической последовательности. Обычно описание является объективным, лишенным эмоциональности. Описание имеет свою структуру (зачин, центральная часть, концовка).

По мнению О.А. Нечаевой, повествование - это функционально-смысловой тип речи, выражающий сообщение о развивающихся действиях или состояниях и располагающий для реализации этой функции специфическими смысловыми средствами.

Повествование имеет свою структуру (введение, основная часть, заключение), В повествовании наблюдается смена временного плана, используются экспрессивно-эмоциональные средства.

О.А. Нечаева считает, что рассуждение - тип речи, который характеризуется особыми отношениями между входящими в его состав суждениями, образцами умозаключения, и специфической языковой структурой, зависящей не только от логической основы рассуждения, но и от смыслового значения вводного суждения.

Рассуждение - самый трудный тип монологического высказывания, в его структуру входят три части - исходный тезис (информация, ложность или истинность которой требуется доказать), аргументирующая часть и вывод. В рассуждении необходимо использование синонимических языковых средств, развивающих мысль по-новому.

Под связным монологическим называнием понимается связная речь, состоящая из ряда логически, последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием (Г.В. Рогова, Ш.М. Рожкова).

В психологический компонент содержания обучения монологической устной речи входят речевые навыки и умения в ее составе. Под монологическими умениями, по мнению С.Ш. Шатилова, понимаются умения:

1) правильно в языковом отношении,

2) логически последовательно (связно),

3) достаточно полно,

4) достаточно коммуникативно-мотивированно (в зависимости от целей коммуникации) и творчески пользоваться языковыми средствами иностранного языка.

Данные умения с учетом их специфики в различных типах монологических высказываний являются целью обучения и содержанием, на котором она реализуется.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Сущность глобализации, цель и направление
В ХХ ст. человечество вступило под знаком глобализации. Процесс глобализации отразился на очень широком круге явлений и процессов в сфере экономики, политики, социологии, образования и др Этот термин приобрел междисциплинарного содержания и весьма противоречивых трактовок. На сегодня существуют раз ...

Педагогическая система Генриха Песталоцци – XIX век
Идеи Руссо получили дальнейшее развитие и прак­тическое воплощение в трудах швейцарского педагога Генриха Песталоцци (1746—1827), который утверждал, что цель обучения — в развитии человечности, в гармо­ническом развитии всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно быть природо ...

Использование дифференцированного подхода на уроках математики как основа формирования индивидуализма ребенка
Принимая во внимание индивидуальные особенности учащихся применяю технологию дифференциации. Дифференцированный подход – форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них значимых для учебного процесса общих качеств (уровня спо ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru