Методика обучения детей монологическому высказыванию

Перспективы образования » Обучение иноязычному монологическому высказыванию » Методика обучения детей монологическому высказыванию

Страница 1

Основной целью обучения говорению является развитие у детей способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных социально детерминированных ситуациях.

В качестве лингвистического компонента содержания обучения монологической речи ученые называют речевые образцы разного уровня от простого предложения до связного монологического высказывания - текста.

В методической литературе нет единого мнения по поводу уровневого характера монологических высказываний. Исследователи говорят о трех уровнях монологической речи - одного предложения, связного высказывания и свободной речи. Предложенная классификация базируется на количественных принципах (объем высказывания, лексико-грамматическое разнообразие.) и качественных характеристиках (глубина раскрытия, логичность, завершенность, оценочность суждений.).

Исследователи предлагают следующие уровни монологического высказывания (в основу классификации положены критерии - количество и качество иллюстративных опор, количество и качество смысловых вех - главных мыслей в монологическом высказывании, количество и качество производного языкового материала):

P уровень одного предложения, конечным продуктом которого является элементарное монологическое высказывание

Предложение может считаться, монологом, если оно содержит законченную мысль. Смысловые вехи элементарного монологического высказывания заключены в словах, главных членах предложения.

P уровень минимального монологического высказывания, конечный продукт которого составляет монологическое высказывание определенного функционально-смыслового типа - описание, повествование (рассказ), рассуждение (одна смысловая веха в объеме предложения и производный языковой материал, необходимый и достаточный для уточнения идеи, заложенной в главном предложении).

P уровень развернутого монологического высказывания, сообщение текстового уровня (несколько смысловых вех и производный языковой материал).

Брандес М.П. говорил, что в реальном общении человек пользуется так называемой контаминированной речью, являющейся не тематическим соединением разных речевых форм, а их внутренним скрещиванием, но в учебных условиях представляется целесообразным говорить об учебном описании, повествовании и рассуждении.

По мнению Е.И. Мотиной, описание есть способ изложения, который представляет собой характеристику предметов, явлений или частей в статическом состоянии.

Для него характерно простое нанизывание предложений в порядке их логической последовательности. Обычно описание является объективным, лишенным эмоциональности. Описание имеет свою структуру (зачин, центральная часть, концовка).

По мнению О.А. Нечаевой, повествование - это функционально-смысловой тип речи, выражающий сообщение о развивающихся действиях или состояниях и располагающий для реализации этой функции специфическими смысловыми средствами.

Повествование имеет свою структуру (введение, основная часть, заключение), В повествовании наблюдается смена временного плана, используются экспрессивно-эмоциональные средства.

О.А. Нечаева считает, что рассуждение - тип речи, который характеризуется особыми отношениями между входящими в его состав суждениями, образцами умозаключения, и специфической языковой структурой, зависящей не только от логической основы рассуждения, но и от смыслового значения вводного суждения.

Рассуждение - самый трудный тип монологического высказывания, в его структуру входят три части - исходный тезис (информация, ложность или истинность которой требуется доказать), аргументирующая часть и вывод. В рассуждении необходимо использование синонимических языковых средств, развивающих мысль по-новому.

Под связным монологическим называнием понимается связная речь, состоящая из ряда логически, последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием (Г.В. Рогова, Ш.М. Рожкова).

В психологический компонент содержания обучения монологической устной речи входят речевые навыки и умения в ее составе. Под монологическими умениями, по мнению С.Ш. Шатилова, понимаются умения:

1) правильно в языковом отношении,

2) логически последовательно (связно),

3) достаточно полно,

4) достаточно коммуникативно-мотивированно (в зависимости от целей коммуникации) и творчески пользоваться языковыми средствами иностранного языка.

Данные умения с учетом их специфики в различных типах монологических высказываний являются целью обучения и содержанием, на котором она реализуется.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Межличностные отношения
Межличностные отношения — совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу. Человеческие отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным св ...

Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству
С целью совершенствования творческого потенциала подростков нами был разработаны занятия по фотоискусству. Фотография является одним из действенных методов, так как позволяет подростку работать с визуальными образами, в которых происходит соединение объективного и субъективного, реального и нереаль ...

Функции и задачи дидактических игр при обучении иностранному языку
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ученик при этом говорит на иностранном язык ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru