Изучение речевой готовности детей старшего дошкольного возраста
Исследования показали, что к концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению.
Можно выделить ряд показателей психологической незрелости ребёнка, поступающего в школу.
Слабое речевое развитие детей.
Неразвитость тонкой моторики.
Неправильное формирование способов учебной работы.
Отсутствие у детей ориентировки на способ действия, слабое владение операциональными навыками.
Слабое развитие произвольного внимания, памяти.
Низкий уровень развития самоконтроля.
Основными показателями речевой готовности старших дошкольников к обучению являются:
характеристика пассивного словаря;
характеристика активного словаря;
звукопроизношение;
сформированность грамматических систем;
связность речи;
фонематический слух.
В ходе констатирующего этапа эксперимента мы получили следующие результаты, которые отражены в таблице 2.5. и гистограмме 2.1.
Результаты констатирующего эксперимента
Таблица 2.5.
Показатели речевой готовности детей к школе |
высокий |
средний |
низкий |
Пассивный словарь |
3 |
6 |
1 |
Активный словарь |
3 |
6 |
1 |
Звукопроизношение |
3 |
5 |
2 |
Сформированность грамматических систем |
3 |
4 |
3 |
Уровень готовности к школе |
4 |
4 |
2 |
Связность речи |
4 |
4 |
2 |
Фонематический слух |
3 |
5 |
2 |
Итого |
4 (40%) |
5 (50%) |
1(10%) |
Гистограмма 2.1.
1 – словарь;
2 - звукопроизношение;
3 - лексико-грамматический строй речи;
4 - связность речи;
5 – фонематический слух
6 - уровень готовности к школе.
Речевая готовность детей к школьному обучению
Рисунок 2.1.
Проведение констатирующего эксперимента позволило:
Оценить уровень речевой готовности
Выделить детей со средним и низким уровнем речевой готовности к школьному обучению.
Разработать дидактические игры, направленные на развитие речи и ознакомление с окружающим миром в структуре комплексных занятий.
Статьи о педагогике:
Характеристика психолого-педагогического сопровождения деятельности
воспитателя инклюзивной группы на 2 этапе
2 Этап психолого-педагогического сопровождения – преобразования и поиска наиболее рациональных методов и приёмов психолого- педагогического сопровождения Осваивая все новые функции: сначала патронажного воспитателя, затем воспитателя инклюзивной группы, консультанта по семейным вопросам, воспитател ...
Развивающая среда и художественное творчество дошкольников
В детском саду ребенок проводит большую часть времени. Здесь он может и должен получить удовлетворение всех своих духовных потребностей, в том числе и потребности художественной деятельности. Конечно, не все время и не все дети стремятся заняться искусством или художественным творчеством, но для те ...
Монолог
как одна из форм говорения
Монологическая речь - это особый вид вербального общения людей, предполагающий процесс формирования и формулирования своих мыслей посредством звуковой системы языка. Продуктом монологического общения является монологическое высказывание, особое и сложное умение, которое нужно специально формировать ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования