Освещение вопроса о месте воспитателя и воспитанника в педагогической литературе

Перспективы образования » Место воспитателя и воспитанника в управлении воспитательным процессом » Освещение вопроса о месте воспитателя и воспитанника в педагогической литературе

Страница 1

а) о теории воспитания

В теории и на практике С. Т. Шацкий развивал положение о том, что воспитание есть прежде всего организация детской жизни и деятельности, имеющая целью подготовку людей с широким кругозором, всесторонне - образованных и развитых.

Главный результат воспитательного процесса – формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Этот процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности воспитуемого. Однако ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу, который разрабатывает программу реализации общей цели воспитания, обоснованно выбирает и применяет формы, методы и приемы воспитания.

В чем же сущность воспитательного процесса вообще?

Так как сущность отражает глубинные связи, внутренние отношения, определяющие основные черты и тенденции развития данного явления, то сущность воспитательного процесса раскрывается в свете комплексного подхода к воспитанию.

Комплексный подход к воспитанию имеет ряд значений.

-Личность как закономерный результат воспитания представляет собой целостное образование. Многообразные качества личности не изолированы друг от друга, а тесно связаны между собой, всегда выступают как проявление ее сущности, ее различных сторон. В процессе воспитания личность ребенка формируется не по частям, а в целом, в комплексе. Это не исключает, конечно, что на каком – то этапе может быть усилено внимание к развитию тех или иных качеств, но в целом процесс воспитания всегда обращен к целостной личности. По мере роста развития ребенка воспитательные задачи усложняются, углубляются, дифференцируются.

-Идея комплексного подхода является отражением системного анализа.

С его позиций воспитание можно представить как систему, которая состоит из определенного комплекса соотнесенных и взаимосвязанных компонентов. Связи между этими компонентами настолько тесны, существенны, что изменение одного из них обычно вызывает изменение других, а нередко и системы в целом. Построение системы воспитания можно сравнить с сооружением здания из кирпича, бетонных плит, арматуры и других деталей. Каждая деталь несет свою функцию, в то же время выполняя в определенной мере общее значение. Но так же как набор определенных деталей, пусть самых высококачественных, еще не представляет собой здания, так и отдельные части, компоненты воспитательного процесса не обеспечивает необходимого результата. Все они должны быть взаимосвязаны и сцементированы общностью цели, задач, содержания, форм и методов воспитания.

Комплексный подход объективно требует построения и функционирования таких педагогических систем, которые обеспечивает тесное единство умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания, сознания, поведения и деятельности учащихся, сочетание индивидуальных, групповых и массовых форм организации воспитательного процесса. Воспитание – это процесс социализации личности, формирование ее четкой жизненной позиции.

По самой своей природе воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, что становление личности ребенка происходит под влиянием самых разнообразных, прямых и косвенных воздействий школы, семьи, общества, социальной среды и среды ближайшего окружения. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего – родители и педагоги. Воспитание является длительным, долговременным и, по существу, непрерывным процессом, который начинается еще до прихода ребенка в школу и продолжается фактически всю его жизнь.

Воспитательный процесс, как правило, сопровождается перевоспитанием, преодолением, устранением тех отношений и свойств личности, которые порождаются в результате отрицательных контактов с теми или иными явлениями окружающей ребенка среды. Процесс воспитания, достигающий наивысшего уровня, вызывает к жизни функцию самовоспитания. Самовоспитание определяют как внутреннюю деятельность, направленную на выработку и совершенствование у себя общественно ценных качеств личности и преодоление отрицательных качеств.

Эффективность воспитательного процесса тем выше, чем он больше обогащает и перестраивает потребностно – мотивационную сферу личности, развивает ее интеллектуальную и эмоционально – волевую активность.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Метод учебных проектов – образовательная технология XXI века
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основ­ной тезис современного понимания метода проектов, который и при­влекает многие образовательные системы, стремящиеся найти ра­зумный баланс между академическими знаниями и прагматически­ми умениями. ...

Цифровая лаборатория «Архимед» в преподавании химии
Освоение техники работы с использованием цифровой лаборатории «Архимед» позволяет осуществить дифференцированный подход и развить у учащихся интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Эксперименты, проводимые с помощью цифровой лаборатории «Архимед» очень наглядны и эффективны, это д ...

Эмоции и чувства
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности человека. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru