Освещение вопроса о месте воспитателя и воспитанника в педагогической литературе

Перспективы образования » Место воспитателя и воспитанника в управлении воспитательным процессом » Освещение вопроса о месте воспитателя и воспитанника в педагогической литературе

Страница 1

а) о теории воспитания

В теории и на практике С. Т. Шацкий развивал положение о том, что воспитание есть прежде всего организация детской жизни и деятельности, имеющая целью подготовку людей с широким кругозором, всесторонне - образованных и развитых.

Главный результат воспитательного процесса – формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Этот процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности воспитуемого. Однако ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу, который разрабатывает программу реализации общей цели воспитания, обоснованно выбирает и применяет формы, методы и приемы воспитания.

В чем же сущность воспитательного процесса вообще?

Так как сущность отражает глубинные связи, внутренние отношения, определяющие основные черты и тенденции развития данного явления, то сущность воспитательного процесса раскрывается в свете комплексного подхода к воспитанию.

Комплексный подход к воспитанию имеет ряд значений.

-Личность как закономерный результат воспитания представляет собой целостное образование. Многообразные качества личности не изолированы друг от друга, а тесно связаны между собой, всегда выступают как проявление ее сущности, ее различных сторон. В процессе воспитания личность ребенка формируется не по частям, а в целом, в комплексе. Это не исключает, конечно, что на каком – то этапе может быть усилено внимание к развитию тех или иных качеств, но в целом процесс воспитания всегда обращен к целостной личности. По мере роста развития ребенка воспитательные задачи усложняются, углубляются, дифференцируются.

-Идея комплексного подхода является отражением системного анализа.

С его позиций воспитание можно представить как систему, которая состоит из определенного комплекса соотнесенных и взаимосвязанных компонентов. Связи между этими компонентами настолько тесны, существенны, что изменение одного из них обычно вызывает изменение других, а нередко и системы в целом. Построение системы воспитания можно сравнить с сооружением здания из кирпича, бетонных плит, арматуры и других деталей. Каждая деталь несет свою функцию, в то же время выполняя в определенной мере общее значение. Но так же как набор определенных деталей, пусть самых высококачественных, еще не представляет собой здания, так и отдельные части, компоненты воспитательного процесса не обеспечивает необходимого результата. Все они должны быть взаимосвязаны и сцементированы общностью цели, задач, содержания, форм и методов воспитания.

Комплексный подход объективно требует построения и функционирования таких педагогических систем, которые обеспечивает тесное единство умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания, сознания, поведения и деятельности учащихся, сочетание индивидуальных, групповых и массовых форм организации воспитательного процесса. Воспитание – это процесс социализации личности, формирование ее четкой жизненной позиции.

По самой своей природе воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, что становление личности ребенка происходит под влиянием самых разнообразных, прямых и косвенных воздействий школы, семьи, общества, социальной среды и среды ближайшего окружения. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего – родители и педагоги. Воспитание является длительным, долговременным и, по существу, непрерывным процессом, который начинается еще до прихода ребенка в школу и продолжается фактически всю его жизнь.

Воспитательный процесс, как правило, сопровождается перевоспитанием, преодолением, устранением тех отношений и свойств личности, которые порождаются в результате отрицательных контактов с теми или иными явлениями окружающей ребенка среды. Процесс воспитания, достигающий наивысшего уровня, вызывает к жизни функцию самовоспитания. Самовоспитание определяют как внутреннюю деятельность, направленную на выработку и совершенствование у себя общественно ценных качеств личности и преодоление отрицательных качеств.

Эффективность воспитательного процесса тем выше, чем он больше обогащает и перестраивает потребностно – мотивационную сферу личности, развивает ее интеллектуальную и эмоционально – волевую активность.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Нравственная культура как философско-педагогическая проблема
Современная наука охватывает самые разнообразные области жизни и деятельности людей, проникает в тайны законов природы и общества. Но одними из самых привлекательных, важных и сложных объектов познания являются культура и ее носитель и творец - человек. Культура имеет много источников: и все то, чт ...

Мотивация и природа математических знаний
Применить успешно метод мотивации в учебном процессе невозможно без знания природы математических понятий и теорий. Ответить на вопрос «Что такое математика?» так же трудно, как, согласно словам Кузьмы Пруткова, постараться «объять необъятное». Термин «математика» происходит от греческого слова «µб ...

Современное наполнение научных принципов организации школы и педагогики
Расширение и углубление процессов демократии и гласности, ре­шение проблем экономической и политической реформ, преодоле­ние социальных противоречий потребовали переоценки многих цен­ностей, подвергли острокритическому взгляду все области нашей об­щественной и личной жизни. Система народного образо ...

Меню

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru